Что творила в СССР легендарная банда Фантомасов
В 60-е годы прошлого века поклонники киноиндустрии видели в страшных снах Фантомаса – вымышленного персонажа в маске. Для некоторых жителей СССР страшный сон стал реальностью. Ростов-на-Дону, криминальная столица юга России, своеобразно ответил на знаменитый фильм. Печально известная банда «фантомасов» - четверка автоматчиков в масках - пять лет терроризировала город и его окрестности.
Юность художника
Родившиеся в селе под Брянском братья Владимир и Вячеслав Толстопятовы в Ростов-на-Дону переехали в годы военного лихолетья. Отец, начальник отделения милиции, погиб в первые дни войны. Мать работала уборщицей, зарабатывала немного. Дети перебивались с хлеба на воду, мерзли в маленьком флигеле, не имея порой одежды чтобы согреться в зимнюю стужу. Но, как и все ребятишки, имели свои увлечения, определившие в итоге и их жизнь, и жизни загубленных ими людей. Оба брата увлекались конструированием, а маленький Слава очень любил рисовать.
Владимир был старше брата на десять лет и в 1944-м ушел на фронт, получив медаль “За взятие Кенигсберга”. Не терял времени и младший, часами перерисовывая иллюстрации из книг. Своих авторских рисунков он не делал.
В 15-летнем возрасте подросток с голодным детством нашел практическое применение своему увлечению. Вячеслав расплатился нарисованной купюрой за бутылку водки, получив на сдачу настоящие деньги. Через некоторое время юный художник стал использовать свои “картины”, расплачиваясь с таксистами. В тусклом свете салона водители без подозрений разменивали свернутую в четыре раза сторублевую купюру.
Славу охватили восторг и гордость за себя. Но продолжалась легкая жизнь не долго. В феврале 1960-го года таксист по фамилии Метелица купюру все-таки развернул. И “шедевр” Толстопятова ему совсем не понравился. Талант срисовывал купюры, так же, как и обычные художники копируют картины, -только с одной стороны. В общем, юный Толстопятов отправился в ближайшее отделение милиции.
Вячеслав Толстопятов активно сотрудничал со следствием. Вел себя интеллигентно, подробно рассказав, как изготавливал подделки. Как оказалось, таланту из Ростова для этого требовались всего лишь акварельные краски, карандаш, клей и линейка. Денежные банкноты в те времена не отличались хорошей степенью защиты, и, видимо, рассказ Вячеслава помог улучшить их качество. Юноша получил за серьезнейшее преступление смешной срок.
Четыре года колонии общего режима пролетели быстро. Слава держался особняком, много размышляя о том, как обидело его государство, не оценив по достоинству художественный дар. Он считал, что приговорен к лишению свободы незаслуженно. Так и родился план мести. Все чаще Славу начали видеть за какими-то таинственными чертежами.
Таланты и поклонники
С сидевшим за злостное хулиганство самоуверенным и наглым Сергеем Самосюком судьба свела Вячеслава еще на зоне. Сергей преклонялся перед умом и талантом нового друга. Второй раз они встретились в винном магазине уже после отсидки. Предложение войти в состав будущей банды Сергей принял с восторгом. Он не раз говорил, что мечтал бы умереть на мешке с деньгами. И братья Толстопятовы такую возможность ему предоставят.
Последний участник “ростовской четверки” был найден быстро. Друг детства обоих братьев Владимир Горшков, прозванный позже “пулеуловителем”, всегда восхищался способностями Толстопятова-младшего и готов был пойти за ним на любую мерзость.
Самодельный арсенал
Настало время второй части плана. Вячеслав по уже продуманным в тюрьме чертежам наладил производство автоматов. И это в те времена, когда любое преступление с участием обычного, не автоматического оружия являлось ЧП.
Стандартный автомат невозможно спрятать под пальто, угроза разоблачения становилась неминуемой. Для многогранного таланта Славы этот факт проблемой не был. Позже свидетели утверждали, что преступники пользовались маленьким, стреляющим очередями и при этом не похожим на обычное оружием. Это и были автоматы конструкции Толстопятова. Он сделал их складными, пользуясь при этом лишь собственными чертежами, ведь, по понятным причинам, достать оригинальные не представлялось возможным. Удалось Вячеславу и то, что не удавалось до той поры ни одному оружейнику: он создал складной автомат, стреляющий железными шариками, не теряющими при стрельбе своей убойной силы.
Вячеслав следовал плану мести до мелочей. Те детали, что не мог изготовить в кустарных условиях заказывал у профессиональных токарей за бутылку водки. Чтобы работяга не догадался, что именно он вытачивает, хитрый оружейник добавлял к чертежу лишние фрагменты. На готовой детали ненужные части попросту отпиливалось ножовкой. Арсенал банды, включающий в себя даже самодельные гранаты и бронежилеты, был спрятан за хитрыми запорами собственной конструкции в маленьком домике на окраине города.
Люди в масках
В 1968 году Ростов потрясла серия нападений на инкассаторов. Советский народ вспомнил подзабытое слово “бандитизм”. По свидетельству очевидцев, ограбления совершали люди в масках. За это бандиты и получили прозвище “фантомасы”. К делу подключился КГБ, ведь преступники со складными автоматами, невиданными в СССР, были очень похожи на иностранных диверсантов.
Знаменитый Ростовский вертолетный завод, где, как подозревали, изготавливалось оружие, обыскали сверху донизу. Результаты были нулевыми. Затрудняло расследование и то, что старший брат Владимир использовал крайне выигрышную тактику. Все преступления заранее отрабатывались на местности. Учитывалась и скорость прибытия наряда милиции в каждую из точек города. Тактика, придуманная Владимиром, включала в себя и захват заложников.
Первое, пробное, нападение на кассу магазина произошло в поселке Мирный. В ходе ограбления был убит пенсионер, бывший участник войны, пытавшийся помешать преступникам. На следующий день руководителям силовых ведомств Н.А. Щелокову (МВД) и Ю.В. Андропову (КГБ) легли на стол оперативные рапорты, и дело сразу же взяли под особый контроль.
Через несколько дней налет повторился. Захватив попутную машину, преступники напали на Октябрьское отделение госбанка. Там кассиры советских предприятий получали деньги для выдачи зарплаты. В этот раз добычей преступников стали 2700 рублей. По слухам, в вырванной у кассира сумке помимо денег лежал личный паспорт. Рассказывали, что через день изумленная женщина обнаружила в почтовом ящике похищенный документ и 100 рублей компенсации. Братья Толстопятовы чувствовали себя Робин Гудами.
Еще одно преступление произошло перед самым Новым годом. Из кассы продовольственного магазина в карманы бандитов перекочевали полторы тысячи рублей.
Все силы милиции и специально созданные опергруппы, поражавшие горожан касками и бронежилетами, были брошены на поимку преступников. По улицам день и ночь ходили отряды дружинников. Но случилось непредвиденное. Банда Толстопятовых залегла на дно, а усиленные поиски результата не дали.
Так проходит слава
Однако, как и предполагали милиционеры, “фантомасы” не исчезли. Жадность взяла свое, и через полтора года бандиты собрались вновь. Совершив в общей сложности 14 преступлений, преступники завладели более чем 150 тысячами рублей. Но потратить их в СССР было некуда. По слухам, сами Толстопятовы планировали скрыться за границей. Вячеслав даже написал письмо в местную газету, предлагая сдать остальных подельников, однако в редакции анониму не поверили.
Последнее ограбление “фантомасы” осуществили 7 июня 1973 года, попытавшись ограбить кассу НИИ “Южгипроводхоз”. И опять на их кровавом пути стал простой человек, грузчик Владимир Мартовицкий, именем которого позже была названа одна из улиц Ростова. В погоню бросился и патрульный сержант Алексей Русов вместе со случайно оказавшимся рядом замполитом отряда пожарной охраны Виктором Салютиным. В ходе погони все трое преступников были арестованы. Четвертый бандит, Сергей Самосюк, умер, как он и мечтал. С пулей в сердце на мешке с деньгами. В мешке была сумма, которую советскому человеку было представить практически невозможно, – 125 тысяч рублей.
Следствие над бандой “фантомасов” длилось год. Уголовное дело заняло 37 томов. Все главари (Самосюк погиб при задержании) были приговорены к расстрелу. Говорят, что перед смертью братья Толстопятовы были спокойны, а Горшков бился в истерике.
Кстати: Много лет среди местных жителей ходили слухи, что талантливый художник и конструктор Вячеслав Толстопятов вместо расстрела был отправлен на работу в закрытое конструкторское бюро. Правда это или нет, мы вряд ли когда-нибудь узнаем.