Как США захватили Техас

Генерал Антонио Лопе де Санта-Анна. wikimedia

При слове «Техас» перед глазами встают кадры любимых вестернов: лихие ковбои, коварные индейцы, разбойники-мексиканцы и непобедимые шерифы. И уж точно всякий не задумываясь скажет: «Техас — это Америка». Правда, в самом Техасе далеко не все разделяют это мнение. И имеют на то основания.

Борьба за права рабовладельцев

В первой половине ХIХ века, выяснив, что движение на север в Канаду надежно перекрыто, а с востока и запада американский континент омывает пара океанов, граждане Соединенных Штатов были вынуждены начать марш на юг. Правда, на юге уже находилась Мексика. Но подобные малосущественные детали совершенно не смущали героев фронтира. Слабо обжитые районы северной Мексики манили переселенцев и охотников. Так называемые тропа Санта-Фе и Калифорнийская тропа были нахоженными местами, где без какого-либо контроля совершались не слишком законные коммерческие сделки.

И вот тут-то в Мексике произошло возмутительное событие, вызвавшее негодование американских переселенцев в Техасе – местное правительство ни с того ни с сего отменило рабовладение! И все бы ничего, когда бы дело закончилось праздничным банкетом в столице и торжественной речью в «Клубе плантаторов». Однако мексиканские власти требовали того же и от новоявленных коренных техасцев! На том лишь смехотворном основании, что Техас – мексиканская территория.

Осерчавшие ковбои дали понять, что имущественно-территориальный вопрос можно урегулировать со скоростью пули. В 1836 году отряд техасских повстанцев численностью 800 человек разгромил вдвое превосходящую мексиканскую армию и захватил в плен генерала Антонио Лопеса де Санта-Анну, подрабатывающего в свободное время президентом Мексики.

Генерал Сэм Хьюстон в битве при Сан-Хасинто. wikimedia

Страна ковбоев и ее независимость

Командовал отрядом сепаратистов генерал Сэм Хьюстон – личность неординарная. В юные годы, сбежав из дома, он долго жил в индейском племени чероки, затем воевал с Англией, потом с индейцами, был ранен и уволился со службы. В 1812 году основал первую школу в Теннесси. Был окружным прокурором, конгрессменом и даже губернатором штата Теннесси. Затем подал в отставку и снова жил у чероки.

В апреле 1832 года нелегкая занесла его в Вашингтон. Там бывший губернатор поспорил о политике с конгрессменом из Огайо и, дождавшись оппонента на улице, привел ему ряд веских аргументов при помощи тяжелой палки. Благодаря связям Хьюстон отделался штрафом в 500 долларов – но платить его вовсе не собирался: не дожидаясь установленного срока, он уехал в Техас.

И вот спустя три года Техас поднялся, чтобы защитить священное право собственности на средства производства, то есть рабов. И Сэм Хьюстон, в мановение ока ставший генерал-майором, вырвал у мексиканцев победу у Сан-Хасинто. Плененный им президент Санта-Анна, скрепя сердце, подписал договор, признающий независимость Техаса, и Хьюстон стал президентом республики.

Правительство Мексики вовсе не пришло в восторг от такой президентской вольности; независимый Техас в Мехико не признали. Впрочем, САСШ это не смутило, и Штат Одинокой Звезды стал вполне уважаемым государством под крылом Белоголового орлана. Англия, а затем и Франция установили дипломатические отношения со страной ковбоев. А Мексика упорно гнула свою нелепую линию, утверждая, что сепаратисты и наемники силой оружия оккупировали совершенно не лишнюю провинцию.

«Техас наш!»

Ни в Техасе, ни в Белом доме не было единого мнения – оставаться ли стане коровьих мальчиков независимым государством, или же войти в состав САСШ. Большинство укорененных жителей республики были за второй вариант; Соединенные Штаты не могли себе позволить не считаться с волей большинства. Да, связываться с еще одним рабовладельческим штатом не очень хотелось – назревала гражданская война между Севером и Югом, и давать Югу испытанных во множестве схваток бойцов Белому дому казалось неразумным. Но и терять этакие пастбища и стада тоже казалось неразумным. В 1844 году, когда к власти пришел президент-демократ Джеймс Нокс Полк, решение наконец было принято: «Техас наш».

В Мехико был направлен дипломат Джон Слайдел с заданием урегулировать территориальный конфликт, а заодно купить у Мексики земли Калифорнии и Нью-Мехико. На решение насущных вопросов ему разрешалось потратить до 30 миллионов долларов. Но говорить представителю Белого Дома оказалось не с кем. В 1846 году, когда Слайдел прибыл в Мехико, там сменилось четыре президента, шесть министров обороны, а министров финансов — так и вовсе 16! Махнув рукой на мексиканские скандалы, Белый дом официально признал Техас одним из штатов САСШ.

Мексиканцы попробовали ответить. Крупный мексиканский отряд атаковал дозор американских драгун, в результате погибло 16 солдат и один офицер. То, что мексиканцы формально действовали на своей территории, отражая вторжение регулярной воинской части соседнего государства, в Белом доме не имело значения. Теперь руки дядюшки Сэма были развязаны, и он не замедлил пустить в ход кулаки.

Генерал Захария Тейлор. wikimedia

Описывать ход этой войны не имеет особого смысла – разве что упомянуть генерала Захарию Тейлора, который первым выступил против Мексики, а вскоре после окончательной победы стал новым президентом САСШ.

Не было ни народного подвига, ни яркого полководческого дара командующих: хорошо снабженное американское ополчение разогнало беспомощную мексиканскую армию. Мехико взяли без боя, и желанный мир был подписан. САСШ получили Калифорнию, Нью-Мехико, Техас и еще ряд земель, а разоренные, в пух и прах разбитые мексиканцы – 15 миллионов долларов компенсации за отнятые территории (вдвое меньше, чем было предоставлено Джону Слайделу для урегулирования проблемы). Как говорится: «Выгадал или продешевил — сделка есть сделка!».

И все же в ту пору САСШ еще был готов платить какие-то, пусть и грабительские, компенсации. Вскоре Соединенные Штаты спустятся на следующую ступень развития и откажутся от пережитков джентльменства.