Почему все современные новогодние традиции берут начало от Рождества Христова
И сегодня для нас продолжают быть актуальными эти великие события, происшедшие более двух тысячелетий назад и изменившие ход развития человечества.
Краткая история:
- Чтобы рассчитать количество налогов, кесарь Август повелел произвести всенародную перепись населения в иудейской земле. Перепись объявили и в Израиле, где правил царь Ирод. Каждый должен был записаться там, где жили его предки. Иосиф и Дева Мария происходили из рода Давидова и потому отправились из Назарета в Давидов город Вифлеем.
- В Вифлееме Семья не смогла найти пристанище, чтобы переночевать: из-за переписи город был переполнен. Какой-то человек сжалился над ними и предложил остановиться в пещере при доме - в ненастье пастухи загоняли туда скот.
- В этой пещере Дева Мария родила ночью младенца, Сына Божия. Запеленала и положила на солому в каменные ясли (кормушку для животных). А рано утром к пещере подошли взволнованные пастухи. Ночью, когда они жгли костры в поле, им явился Божий Ангел и возвестил, что родился Спаситель.
Слова той ангельской песни: «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение!» - по сей день можно услышать во время православного богослужения.
- Волхвы заметили, что в небе взошла необыкновенно яркая звезда. Они догадались, что родился великий Царь, и отправились в Иерусалим, полагая, что Он должен родиться именно в столице. Ирод выведал у них время появления звезды и попросил: «Отыщите Его. А потом сообщите мне, где Он. Я тоже хочу поклониться ему».
- Странники двинулись в Вифлеем. Прямо над городом ярко засияла звезда, указывая им дорогу. Они нашли дом, где расположилось Святое Семейство, падши поклонились Младенцу и благоговейно сложили у колыбельки дары - золото, ладан и смирну.
Вещий сон подсказал им, что возвращаться в Иерусалим нельзя. Волхвы ушли другим путем.
- Ирод опасался за свою царскую власть, ибо знал, что недостоин ее. Он отдал солдатам приказ войти в Вифлеем и уничтожить всех мальчиков от двух лет и моложе, рассчитывая таким образом избавиться от Иисуса.
Но опоздал. Иосиф с Марией и Младенцем уже покинули город после того, как во сне ему явился ангел, велевший бежать в Египет.
Еще одно путешествие Даров
В рождественские дни в 2014-м одна из величайших святынь христианского мира впервые за сотни лет покинула Афон. Спецбортом ее доставили в Москву, в храм Христа Спасителя. Чтоб на мгновение прикоснуться к реликвии, люди выстаивали на морозе по 12 часов.
Затем Дары перевезли в Санкт-Петербург, оттуда - в Минск.
«Мы такого нигде еще не видели: люди, встречавшие нас, стояли в снегу на коленях, в сугробах, на морозе и молились», - рассказал иеродиакон Пантелеимон (Королев), сотрудник Оргкомитета принесения Даров. Не испугавшись лютой крещенской стужи, в Минске к святыне пришли почти полмиллиона человек.
МОНАСТЫРЬ СВ. ПАВЛА
Дары волхвов хранятся в Соборном храме монастыря Святого Павла на западе Афонского полуострова. Кроме них, здесь находятся три чудотворные иконы Божией Матери и крест с частицей Древа Креста Господня.
После ночного богослужения монахи-святогорцы всегда выносят Дары волхвов из ризницы на поклонение паломникам. Когда серебряный ковчег открывают, церковь наполняется божественным благоуханием. Монахи заметили, что Дары исцеляют душевнобольных и одержимых беснованием. Паломники рассказывают также, что, когда к их уху подносили одну из золотых подвесок, от нее слышался как бы шепот, рассказывающий о чудесном Рождении в мир Предвечного Младенца.
ТРИ СВЯТЫХ КОРОЛЯ
Волхвы умерли примерно в одно и то же время и были похоронены вместе. Их мощи перенесли в Константинополь, а в Y веке - в Милан. В 1164 году останки трех прославленных мудрецов император Фридрих I Барбаросса подарил архиепископу Райнольду фон Дасселю. И священник вначале по суше на подводах, а затем на корабле по Рейну доставил их в Кельн.
С тех пор сюда устремились многочисленные паломники с пожертвованиями. В народе волхвы, или, как их нарекли немцы, «три святых короля», стали называться покровителями всех путешествующих. Путники специально приходили в Кельн, чтобы в местном кафедральном соборе поклониться волхвам, о чем, в частности, написано в романе Вальтера Скотта «Квентин Дорвард».