Йога как призвание: секреты успешного преподавателя

Йога как призвание: секреты успешного преподавателя
Ксения Никитина
Основатель международной школы ISVARA YOGA Ксения Никитина рассказывает о том, зачем преподавателю йоги маркетинг и IT.

Йога в век технологий стала не только популярной, но и необходимой. К примеру, в инстаграме* (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской и запрещенной на территории РФ. Ред.) сейчас насчитывается около 124 млн постов с хэштегом yoga, а всего публикаций со словом «йога» в метках – более миллиарда. Глобальная востребованность древней практики означает, что преподаватель йоги сегодня без труда найдет себе учеников. Но с учетом высокой конкуренции среди учителей важно, чтобы эти ученики задержались надолго, поэтому от преподавателя требуется не только качественное образование, но и наличие бизнес-стратегии и знание современных технологий, считает основатель международной школы ISVARA YOGA Ксения Никитина. В своей школе, сертифицированной Мировым альянсом йоги, Ксения ведет курсы, на которых обучает будущих коллег. Разбираемся вместе с экспертом, какие шаги нужно предпринять, чтобы стать преподавателем йоги, способным зарабатывать своим ремеслом.

Получить качественное образование

Специальности «йога» официально не существует, и преподавать практику не запрещено никому. Но человеку, желающему сделать йогу своей профессией и источником стабильного заработка, лучше пройти курсы, занесенные в реестр одной из авторитетных международных организаций, объясняет Ксения Никитина: такое образование на рынке вызывает больше доверия, особенно если в планах – выход на мировой уровень. Свою школу Ксения Никитина сертифицировала в Мировом альянсе йоги (World Yoga Alliance, WYA) и всем выпускникам своих преподавательских курсов также выдает сертификат WYA.

«Такой сертификат подтверждает квалификацию его обладателя, – объясняет Ксения. – Это свидетельство того, что ученик прошел теоретический и практический курсы в должном количестве часов и доказал свое умение вести занятия корректно, эффективно, с соблюдением техники безопасности».

Базовый курс, стандартов которого придерживаются WYA и многие другие международные институты йоги, продолжается 200 часов. Помимо собственно практики, которой Ксения Никитина обучает по принципам классической хатха-йоги, она также читает будущим преподавателям историю и философию йоги, анатомию и физиологию (делать это позволяют диплом и многолетний опыт медика), психологию преподавания, основы построения личного бренда и маркетинга.

С сертификатом о завершении 200-часовой программы начинающий преподаватель на старте получает конкурентное преимущество и может рассчитывать на перспективную работу, например в фитнес-клубе премиум-класса, сети отелей или крупной студии йоги, в том числе за рубежом. А при наличии желания расти – продолжить обучение и пройти дополнительный 300-часовой курс, чтобы получить мастерскую степень. Если окончивших базовую ступень можно сравнить с бакалаврами, то обладателей сертификата курса в 500 часов, к которым относится и Ксения, – с магистрами. Многие забывают очевидную вещь, говорит йога-мастер: чем больше опыта у преподавателя, тем выше шансы привлечь новых учеников, поэтому саморазвитие – важная часть успешного бизнеса.

Найти свою нишу

Если преподаватель не хочет работать в найме, а намерен открыть собственную студию и не затеряться среди конкурентов, ему понадобится найти для себя уникальную нишу. Для Ксении Никитиной такой нишей стало преподавание классической хатха-йоги – направления, в котором выполнение поз (асан) не самоцель, а один из инструментов достижения нужного ментального состояния.

«В большинстве школ занимаются лишь асанами, но классическая йога, которую преподаем мы, это еще и пранаяма, то есть дыхательные техники, шаткармы – очистительные техники, техники медитации и техники самоанализа», – говорит Ксения о занятиях в своей школе ISVARA.

В отличии от современных адаптированных направлений, появившихся большей частью в XX веке, классическая хатха-йога подразумевает работу не только с телом, но и с сознанием, а ее конечной целью является достижение ясности и спокойствия ума. Чтобы сохранить здоровье в современном мире, перенасыщенном информацией и стрессом, умение контролировать свой разум и эмоции жизненно необходимо. Достичь этого и помогает классическая йога, поэтому число ее адептов со временем ничуть не уменьшается. Выбор неизбитого, но многим интересного стиля йоги помог Ксении Никитиной выделить свою школу среди множества других..

Выработать бизнес-стратегию

Студия йоги – это бизнес, поэтому преподавателю необходимо умение монетизировать свои навыки и развиваться с коммерческой точки зрения. Способность быть одновременно йогином и эффективным менеджером помогает Ксении Никитиной успешно вести и постоянно расширять свое дело.

«Прежде чем открывать студию, нужно определиться с краткосрочными и долгосрочными целями, разработать бизнес-стратегию. Я начинала именно с этого – сформулировала, какой в идеале хочу видеть свою школу и как поэтапно буду к этому двигаться», – говорит Ксения.

В 2017-м Ксения открыла свою школу. Через год добавила к занятиям для всех желающих сертифицированные курсы для преподавателей. Некоторое время спустя стала возить учеников на ретриты в Сочи и Таиланд. Во время пандемии ковида оперативно перевела занятия в онлайн. После выхода из локдауна вернулась к занятиям вживую и одновременно продолжила развивать онлайн-направление, доказавшее свою перспективность. Сегодня школа Ксении Никитиной – это все вышеперечисленное плюс регулярные марафоны йоги в соцсетях, клуб по подписке и англоязычный онлайн-курс йога-терапии, позволяющий Ксении расширять число учеников за счет жителей других стран.

Заниматься брендингом и маркетингом

Чтобы иметь стабильную аудиторию для распространения своего видения йоги, преподавателю недостаточно быть мастером древней практики – нужно постоянно поддерживать интерес учеников с помощью современных технологий. Ксения Никитина рекомендует заниматься продвижением бренда за счет активного онлайн- и офлайн-присутствия – так шире охват и удобнее клиентам.

«У нас есть веб-сайт, на котором, например, можно записаться на консультации по йога-терапии и аюрведе или занять в очередь на места для обучения преподавателей йоги, получить доступ к эксклюзивному контенту для участников закрытого клуба, – рассказывает Ксения. – А для неофициального контента есть соцсети, где я много рассказываю о техниках йоги, о карме, о здоровье, куда выкладываются видео с наших ретритов и хроники моих путешествий по Индии».

Имя Ксении можно встретить в СМИ, в том числе профильном YogaJournal, для которых основательница школы йоги пишет статьи и дает экспертные комментарии. Она также нередко выступает с мастер-классами на масштабных мероприятиях вроде «Протоки» – фестиваля, который ежегодно собирает под Самарой тысячи интересующихся практиками самопознания. И комментарии, и мастер-классы Ксения дает бескорыстно, считая это своей миссией, но эта бесплатная работа все же приносит свои дивиденды, добавляя очков бренду.

Внедрять IT-решения

Ничто не может заменить живого контакта с учителем, но йога сегодня осваивает современные технологии, и преподаватель, не пренебрегающий IT-инструментами, получает дополнительное преимущество, говорит Ксения Никитина. Часть функций в своем онлайн-клубе она передоверила чат-боту, который помогает выполнять работу, не требующую эмоциональной вовлеченности. С ним удобнее и школе, и ученикам.

«Программисты написали по моему заказу чат-бота, который умеет принимать деньги, следить за подписками и делать многое другое. Например, в функционал йога-клуба встроен сервис, когда человек ежедневно оценивает свое состояние по десятибалльной шкале, а бот все фиксирует и потом выдает график уровня состояния и энергии за неделю или за месяц. Еще бот умеет присылать цитаты из йоговского текста “Тируккурал” – ученики часто используют эту опцию, когда не знают, как поступить в сложной ситуации», – рассказывает Ксения.

Внедрение современных технологий позволяет преподавателю рациональнее использовать свое время, делегировав часть рутинных задач цифровым сервисам, разнообразить форматы работы и поддержать имидж разностороннего и продвинутого специалиста.

Продолжать учиться

Преподаватель должен совершенствовать практику всю жизнь, независимо от степени известности, стажа работы, количества учеников, говорит основатель школы йоги, иначе развитие обернется застоем, в том числе в бизнесе. Ксения Никитина проходит супервизию у своего учителя в Индии.

«Если преподаватель решает, что он непогрешим, и прекращает учиться, занятия с ним в лучшем случае будут для учеников бесполезны, а в худшем – опасны, – объясняет она. – Я занималась с десятком мастеров, прежде чем найти того, кому могу полностью доверять, – известного учителя пранаямы и философии йоги доктора Мадавана, и теперь регулярно езжу к нему на практику».

Конечно, самообразование современного преподавателя йоги не ограничивается одной практикой. Участие в конференциях и семинарах, чтение специальной литературы и занятия индологией также могут быть этапами развития, открывающими новые возможности. Например, желание Ксении Никитиной прочесть в оригинале знаменитые «Йога-сутры» Патанджали заставило ее выучить санскрит. Теперь знание языка помогает ей не только в поездках в Индию и на курсах, где она вместе с учениками разбирает древние тексты: в прошлом году Ксения опубликовала свой перевод книги классика йоги Саччидананды Йогешварара «Единство Дживы и Брахмана».

«Преподавание йоги связано с серьезными физическими и эмоциональными нагрузками и требует от специалиста готовности быть не только йогином, но и бизнесменом, маркетологом, SMM-щиком, психологом, – заключает Ксения Никитина. – В то же время это и очень благодарная работа, дающая и самому преподавателю, и его ученикам возможность управлять своей жизнью и быть счастливее».

Анна Попова



*Организация запрещена на территории РФ