Ортопед-имплантолог, разработчик запатентованного инструмента для дентальной имплантологии, рассказал об уровне развития имплантологии в Таджикистане в сравнении с Европой, в каких случаях процедура показана пациентам и стоит ли ее бояться.
Операций по установке имплантов в мире, по данным исследовательской компании Global Market Insights, сейчас проводится более 10 миллионов в год. Из них в России — только 300 тысяч. Одна из распространенных причин отказа пациентов от процедуры — страх боли и возможных неприятных последствий. Между тем современные технологии позволяют провести процедуру без боли и решить сложные случаи, которые казались невозможными еще несколько лет назад, говорит практикующий имплантолог, член профессиональной ассоциации Азамат Муминов. Он уже 15 лет занимается имплантологией и работал в ведущих клиниках в том числе Германии. Какова вероятность того, что имплант не приживется, и как побороть страх тем, кто уже решился пойти на процедуру — в интервью с Азаматом Муминовым, автором собственных разработок для врачей-имплантологов.
— Азамат, у вас большой стаж в имплантологии, вы работали ведущим специалистом в стоматологической клинике «Евродент», а сейчас продолжаете практику в клинике «Сихат-Дент», видели много случаев. Когда пациенту действительно показан имплант?
По статистике если пациенту «немного за тридцать» у него уже отсутствует, как минимум, один зуб, по данным же Всемирной ассоциации здравоохранения потерей зубов страдает 75 процентов населения Земли. А утрата даже одного зуба провоцирует многие серьезные осложнения. Дентальная имплантация обладает многими неоспоримыми преимуществами: освобождает от необходимости ношения съёмных протезов, имеет долговечные результаты, при правильной установке дентальных имплантов стимулируется питание костных клеток, кость становится плотной и увеличивается в объеме, что ведет к ее восстановлению. Всё это, на мой взгляд, достаточно весомые аргументы для установки импланта, но решение, конечно, всегда за пациентом.
— Однако многие отказываются от операции. И одна из самых распространенных причин — страх. Насколько он оправдан, по вашему?
— Я действительно часто сталкиваюсь с тем, что пациенты очень боятся операции. Опасаются, что будет больно, что имплант не приживется. Как правило, такой страх вызван недостатком информации о процедуре, и в таких случаях помогает подробная консультация. Неизвестности бояться — в человеческой природе, в этом смысле, конечно, страх оправдан. И пациенту нужно просто рассказать про все этапы операции, объяснить, как они будут проходить и чего можно ждать. А главное, что больно не будет — методы анестезии сейчас достаточно развиты.
Есть категория очень тревожных пациентов. Им нужно провести премедикацию — подготовку к анестезии, которая позволяет контролировать тревожность, а после процедуры назначить обезболивающее препараты. Все не так страшно, как кажется. Главное — это завоевать доверие пациента, потому что люди лечатся у людей. И умение врача убедить больного, расслабить и настроить на успешное выздоровление, играет важную роль в лечение.
— Тем не менее существует риск отторжения импланта. Насколько он высок и от чего зависит?
— За всю мою практику отторжений было не больше 7%. Общемировая средняя оценка риска — 19%. Многое зависит от качества протеза, квалификации врача, а также от поведения пациента в реабилитационный период. Имплантация — это операция, и важно соблюдать несложные рекомендации врача во время восстановительного периода.
— Вы в свое время проходили стажировку и работали имплантологом в клиниках Германии, которая считается одной из самых развитых стран в области стоматологии. Насколько сильно отличается подход к лечению зубов в Европе?
Я работал имплантологом в клинике DONAUISAR в городе Дегенддорф, и в университетской клинике Carolinum во Франкфурте на Майне. И могу сказать, что подход к лечению зубов за границей ничем не отличается от нашего, все мы соблюдаем практически один протокол. Отличия лишь в том, что у них новейшие современные технологии и развитая фармакология. Конечно же мы стараемся создавать такие же условия и у нас. А в Германии я был прежде всего впечатлен системностью, организованностью и темпом работы врачей.
— Сколько операций должен провести хирург, чтобы считаться опытным имплантологом на Западе?
И на Западе, и у нас для того, чтобы стать опытным хирургом-имплантологом, необходимо не менее 5 лет ежедневной практики, а это более 1500 операции.
— Вы практикуете имплантацию уже 15 лет, у вас есть опыт устранения обширных дефектов челюсти, проведение операций у возрастных пациентов, у пациентов с полным отсутствием зубов. Как развиваются технологии в этой области стоматологии?
— Дентальная имплантология стремительно развивается. Изменений за последние годы много, всех и не перечислишь: они затрагивают структуру, дизайн и поверхность имплантатов. Новые технологии значительно облегчили работу врачей и улучшили жизнь пациентов. Большое внимание производители сейчас уделяют расширению ассортимента компонентов, супраструктур, таким образом, чтобы в рамках одной имплантации можно было решить самые сложные клинические случаи. Операции стали проводиться быстрее, список противопоказаний уменьшился, а срок реабилитации сократился. Существует и одномоментная имплантация, когда имплант устанавливают в лунку только что удаленного корня зуба.
— Вы руководили разработкой инновационного инструмента для успешной дентальной имплантологии. На него получен Евразийский патент, который действует на территории 8 государств-участников Евразийской патентной конвенции (ЕАПК) — Азербайджанской Республики, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Туркменистана. Что подтолкнуло к его созданию?
— Конечно, к идее создания подобных инструментов подталкивают сложности в работе, ошибки и осложнения, с которыми мы сталкиваемся. Например, при установке дентального имплантата, есть риски поставить его криво в кости, что приведет к неправильному распределению нагрузки. Подобные «косые» импланты могут вызвать воспаление или болезни десен, и в дальнейшем отторжение.
После длительного изучения проблемы, многократных исследований и экспериментов, мы придумали как решить данную проблему. Я возглавил команду стоматологов, которые вместе со мной начали работать над проектом «Паралеллофрезер имплантологический». Его создание привело к колоссальному успеху и прорыву в дентальной имплантологии. Инструмент предназначен для расчета интервалов между имплантами и параллельностью осей и их опорных частей при установке в костную ткань.
— Что это дает пациентам и врачам?
Преимущества у инструмента много. Во-первых, параллелофрезер имплантологический позволяет быстро и эффективно выставлять геометрические параметры при формировании костного ложа для установки имплантов. Он биосовместим с тканями организма человека, его малые габариты сводят к минимуму дискомфорт для пациента, и инструмент удобен в применении. Параллелофрезер также значительно сокращает время проведения хирургического вмешательства и легко стерилизуется. Во всех случаях использования параллефрезера мы получили желаемые и стабильные результаты, не было отмечено каких-либо общих и местных осложнений.
— Скажите, а насколько решающую роль вообще имеют технологии в успешности процедуры?
Технологии, безусловно, решают многое, но наработанный опыт врача, багаж знаний, позволяющий выбрать правильную стратегию лечения, не заменит никакая технология и цифровизация. Поэтому пациентам я бы посоветовал выбирать проверенную клинику и специалиста, и, конечно же уделять должное внимание своему здоровью. А при возникновении проблем, помнить, что современная имплантация позволяет вернуть улыбку практически любому человеку.
Анна Попова