Когда генсек стоял на трибуне, не верилось, что этот шамкающий старик когда-то был красивым и деятельным мужчиной
Никто не знал, что он умирал не один раз. Впервые – в 1976 году. И эта первая – клиническая – смерть навсегда провела черту между прошлым и будущим, превратив «дорогого Леонида Ильича» в беспомощного человека-манекена, вызывающего у народа и невольную жалость, и горький смех. А ведь кому-то было нужно, чтобы во главе огромной страны более шести лет оставался немощный старец.
От землемера до генерала
После наводившего на всех страх Иосифа Сталина, после непредсказуемого реформатора Никиты Хрущева общество приняло Леонида Брежнева с огромным облегчением и доверием. Предшественника своего, Никиту Сергеевича, он не посадил, на повсеместной посадке кукурузы не зацикливался, перетряску аппарата прекратил – в общем, здраво мыслил и толково действовал. И возраст подходящий – еще и 60 не стукнуло, для советского руководителя почти молодой.
Родился Леонид Ильич 19 декабря 1906 года в селе Каменское Екатеринославской губернии (позже Днепропетровская область Украины) в семье потомственных рабочих. Интересно, что в официальных документах и паспортах, которые он получал в разное время, в графе «национальность» указано то «украинец», то «русский».
Начинал свою карьеру землемером, окончив в 1927 году Курский землемерно-мелиоративный техникум. Женился в 22 года на Виктории Петровне Денисовой (по другим сведениям, Виктории Пинхусовне Гольдштейн), с которой познакомился на танцах. Виктория училась в Курском медицинском техникуме на акушерку. Всю жизнь она была верной женой, заботливой и любящей матерью двоих детей – Галины и Юрия – и никогда не красовалась рядом со знаменитым мужем в качестве «первой леди», хотя они прожили вместе более 50 лет.
После «землеустроительного» периода Брежнев получил еще диплом инженера, в 25 лет вступил в партию. Войну провел на фронтах, в основном – на южном направлении. Был политработником, участвовал в нескольких боевых операциях.
Закончил войну генерал-майором, а 24 июня 1945 года на Параде Победы, шел во главе колонны как комиссар сводного полка 4-го Украинского фронта, вместе с командующим фронтом генералом армии Андреем Еременко.
Все временное – самое постоянное
Брежнев появился на московском партийном олимпе после многих лет работы в разных республиках – на Украине, в Молдавии, Казахстане. Кстати, именно в то время, когда он руководил партийной организацией Казахстана (1954 -1956), здесь началось освоение целины и закладывался комплекс Байконура. В Москву его «подвинул» Хрущев, в то время – Первый секретарь ЦК партии. В 1957 году Леонид Ильич стал членом Президиума ЦК и занялся наукоемкими отраслями промышленности, в том числе освоением космоса.
Мало кто знает, но в 1961 году он получил звезду Героя Социалистического Труда именно за подготовку к полету первого космонавта Юрия Гагарина.
В 1960 году с помощью Никиты Сергеевича Брежнев стал Председателем Президиума Верховного Совета СССР. Однако партийная верхушка, недовольная политикой Хрущева, 14 октября 1964 года отправила «Никиту» на пенсию по состоянию здоровья. Брежнева избрали его преемником. Полагали, что он будет «промежуточной фигурой», пока окончательно решится вопрос о первом лице.
Лучший глава страны
Однако, став Первым, а потом и Генеральным секретарем, Леонид Ильич продержался во главе страны целых 18 лет. Своих ближайших конкурентов Шелепина и Подгорного он потихоньку «задвинул», а талантливого руководителя правительства в 1964 -1980 годах Косыгина не жаловал и его экономическую реформу всячески тормозил.
Себя Брежнев окружил друзьями из прошлых времен и очень их оберегал. В их числе – Николай Щелоков, министр внутренних дел; Семен Цвигун – первый заместитель Председателя КГБ; Константин Черненко – ответственный работник ЦК партии и др.
Страна жила спокойно: нефть стоила дорого, экономика поднималась. Были подписаны важнейшие договоры с США – о сокращении стратегических вооружений, в 1975 году заключены Хельсинские соглашения, закрепившие политические и территориальные итоги Второй мировой войны. В 1977 году была принята Конституция «развитого социализма», и партия окончательно взяла верх над органами госуправления. Улучшилось благосостояние людей, продолжалось активное освоение космоса, в стране то и дело появлялись выдающиеся спортсмены, актеры, писатели.
Хотя это время многие потом назвали «эпохой застоя», народ оценил его иначе. По опросам общественного мнения, проведенного почти через 30 лет после смерти Брежнева, в 2013 году, он назван лучшим главой Советского государства в XX веке.
«Дорогой Леонид Ильич»
Брежнева долгое время знали как энергичного, общительного, жизнерадостного человека, любителя охоты, рыбалки, веселых застолий и быстрой езды на автомобиле. Поначалу он был лишен комплекса «величия власти», страсти к стяжательству. Он был щедрым и снисходительным к соратникам: тех, кто провинился (и даже проворовался), не гноил в тюрьмах, а просто переводил на место пониже или отсылал и с глаз долой – куда-нибудь послом.
Правда, инакомыслящих при нем «перевоспитывали» гораздо жестче: без колебаний сажали в психушку или высылали из страны, лишая гражданства.
Со временем в Брежневе всё сильнее проявлялись барские замашки, росло число «обслуги» и тех, кто постепенно, но настойчиво создавал своеобразный культ личности «дорогого Леонида Ильича». Это случилось в начале 70-х годах прошлого века. Брежнев принимал дорогие подарки, с маниакальной настойчивостью стал украшать себя званиями и наградами: повесил себе четыре звезды Героя Советского Союза (столько заслужил полководец Георгий Жуков), получил даже орден «Победа», который вручали только самым прославленным военачальникам, «дослужился» до маршала СССР, назначил себя на кучу должностей. У него скопилось 117 советских и иностранных государственных наград, больше, чем у Сталина, Маленкова и Хрущева вместе взятых, и это вызывало у народа недоумение, насмешки и протест.
Деградация личности
С начала 70-х годов все отчетливее было видно, что «дорогой Леонид Ильич» сдает с каждым днем. Говорили, что в 1972 году он пережил тяжелый инсульт. Но академик Чазов, который наблюдал за «вождем», уверял, что у Брежнева был инфаркт миокарда только в 1957 году, а вот с 1968 года появились предвестники атеросклероза мозговых сосудов, которые через пять лет усилились и привели к бессоннице.
Брежнев стал принимать снотворные, которыми его снабжали в обход врачей «сердобольные друзья». Особо негативную роль, по мнению многих, сыграла приближенная медсестра Нина Коровякова, которая «лечила» его недуги сильно действующими средствами, вызывавшими депрессию и вялость. В результате развивалась серьезная зависимость от этих наркотических средств.
Особенно заметно ухудшилось здоровье Леонида Ильича после 1976 года, когда он перенес клиническую смерть. Восстановиться до конца он так и не смог.
Генсек часто был заторможен, у него плохо работала челюсть, нарушалась дикция, вел он себя порой неадекватно, с трудом передвигался, с трудом говорил.
Астения (нервно-психическая слабость) и атеросклероз мозга мешали ему нормально работать – не более 2 -3 часов в сутки, потом он спал, смотрел телевизор. Иногда в неадекватном состоянии он садился за руль (у него была страсть к автомобилям, и в его пользовании их было несколько десятков) и гнал в любимое Завидово. Несколько раз попадал в аварии, в Крыму чуть не сорвался с обрыва. Он не мог адекватно оценивать ни собственное поведение, ни ситуацию в стране. Этим бессовестно пользовались подхалимы, карьеристы и взяточники всех мастей.
«Московские товарищи» в командировках не брезговали брать крупные подношения от местных властей. Не стеснялась и дочь генсека Галина, скупавшая бриллианты. Народу не сообщали о состоянии здоровья Брежнева – это было страшным секретом. И хотя его немощь была видна всем, «верного ленинца», накачав лекарствами, выводили на трибуны и демонстрировали по телевизору, мол, он вполне здоров и способен руководить государством.
Кому выгодно?
Говорили, что сам Леонид Ильич стал проситься на покой. Якобы со середины 70-х годов начали искать ему преемника. Называли имя «хозяина» Ленинграда Григория Романова, но того постарались опорочить конкуренты. Предложили кандидатуру Юрия Андропова, однако в тот момент ее отвергли из-за болезни Юрия Владимировича. Выдвигали украинского лидера Владимира Щербицкого, но тот не ладил с Андроповым. Короче, никто не подошел. Скорее всего потому, что Леонид Ильич был очень удобен и ареопагу старцев – его ровесников, сидевших в Политбюро, таким как Устинов, Громыко, Черненко, Суслов, и всему партийному аппарату, который видел в Брежневе защитника системы и стремился сохранить режим своей власти, широкие привилегии, блага (бесплатные госдачи, огромные квартиры, доступ к дефицитным продуктам и товарам по льготным ценам) и «нажитое» добро.
Очень многие боялись расплаты за свои прегрешения. Недаром после смерти генсека некоторые из его бывших друзей попали за решетку, а иные (Щелоков, Цвигун) покончили жизнь самоубийством после представленных обвинений в коррупции и казнокрадстве. Да и как можно было «отпустить» такого генсека, который уже ни во что не вмешивался и никому не мешал?! Не беда, что в народе ходят про него анекдоты, скрытые и явные соперники так и не смогли поделить власть и держали Брежнева на посту до последнего. Он умер 10 ноября 1982 года.