Виген Симонян: Строительство — это веер возможностей для самореализации

Виген Симонян: Строительство – это веер возможностей для самореализации
Консультант, эксперт в сфере строительства уникальных зданий и сооружений, ведущий инженер капремонта Большого Каменного моста в Москве и реконструкция почти сотни тоннелей – о секретах успешной карьеры, возможностях выбора для развития в строительной сфере и нюансах работы с уникальными объектами инфраструктуры.

Строительная отрасль остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, причем как рабочих, так и инженерных специальностей. Сейчас, по данным Минстроя, в отрасли занято порядка 6,1 млн человек, а в связи с возросшими объемами работ в нее необходимо привлечь еще около миллиона до 2030 года. Это значит, что строительные специальности в вузах выходят на пик популярности: молодые специалисты не будут сидеть без дела, а востребованность талантливых профессионалов будет только расти. О том, как построить образцовую карьеру и стать ключевым специалистом в крупной строительной компании России, где сегодня открывается перспективная ниша для уникальных специалистов, и что ждет будущих инженеров в сфере строительства в ближайшие годы, поговорили с талантливым профессионалом в сфере строительства уникальных сооружений, экспертом строительной отрасли, ведущим инженером ГБУ «Гормост», автором научных статей Вигеном Симоняном.

— Виген, вы занимаетесь строительством и ремонтом важнейших объектов критической инфраструктуры Москвы: мосты и тоннели, а также памятники и монументы. Всего за несколько лет вы прошли путь от выпускника вуза до ключевого сотрудника ГБУ «Гормост», учреждения, которое содержит более 2 тысяч важнейших объектов инженерной инфраструктуры столицы. Что нужно, чтобы построить такую успешную карьеру?

— Нужно следовать мечте и не отступать от выбранного пути, упорно учиться, применять полученные знания и всегда стремиться улучшить свою работу. Я с детства хотел строить мосты и тоннели, экстерном окончил школу и поступил в МАДИ, на кафедру «Строительство уникальных зданий и сооружений». Это непростая специальность, но мне учиться было интересно и легко, а еще очень хотелось набраться опыта и получить нужные навыки. Поэтому уже в 19 лет я приложил все усилия, чтобы устроиться на работу именно в ГБУ «Гормост», которое управляет крупнейшими в столице мостовыми и тоннельными сооружениями. Я показывал хорошие результаты в учебе, так что меня приняли в штат. Сначала поручили выполнять функции государственного заказчика по капремонту и реконструкции подземных пешеходных тоннелей, а через пару лет стали поручать и более сложные и крупные проекты. Добиться этого было непросто, я упорно учился и работал на результат, прикладывая все свои знания и навыки, стремился расширять компетенции и всегда знать и уметь больше, чем требовалось на данным этапе.

— Какие актуальные знания и навыки нужно осваивать молодым специалистам сейчас, чтобы быть востребованными через 3–5 лет?

— Уверен, они столкнутся с рядом интересных и перспективных возможностей, а также вызовов. В строительной отрасли будущее быстро становится реальностью, а успеха добиваются самые упрямые и грамотные. Сегодня активно внедряются новые технологии, такие как автоматизация процессов, использование дронов для мониторинга строительных площадок, 3D-печать строительных элементов и применение искусственного интеллекта для управления проектами. Молодые специалисты, которые будут владеть этими технологиями, окажутся на передовой линии развития отрасли. Спрос на квалифицированных специалистов будет только расти. Компании будут искать профессионалов, обладающих как техническими знаниями, так и навыками управления проектами и командой. Но важно понимать, что строительная отрасль постоянно развивается, и молодые специалисты должны быть готовы к постоянному обучению и совершенствованию своих навыков. Успеха добьются те, кто будет готов адаптироваться к новым условиям, осваивать передовые технологии и постоянно развиваться.

— В «Гормосте» вы контролировали ремонт московских подземных пешеходных тоннелей и успешно привели в порядок почти сотню из более чем 500 таких объектов. Это огромный фронт работ. С какими трудностями столкнулись и как справлялись с такими масштабными задачами?

— Это были действительно серьезные проекты. Конечно, сложности были: например, большая часть этих тоннелей не ремонтировали капитально с момента сдачи в эксплуатацию, и часть конструкций пришла в негодность. Нам приходилось не только менять отпавшую облицовку и приводить в порядок системы освещения, но и заменять лестничные сходы, монтировать современное инженерное оборудование: например, системы обогрева лестничных сходов. Кроме того, в столице нельзя надолго перекрывать подобные сооружения, поэтому ремонт мы вели поэтапно: пока шли работы на одной половине, другая оставалась открытой для движения.

— В 2018–2019 годах вы участвовали в капремонте Большого Москворецкого моста — это одна из основных транспортных артерий через Москву-реку и один из старейших мостов в столице. Вы, в частности, осуществляли строительный контроль за работой подрядчиков. Что было самым интересным на этом объекте?

— Этот мост фактически пришлось разобрать и собрать заново, добавив запас прочности основным конструкциям. Без крупного ремонта он прослужил больше 80 лет — мост был построен в 1937 году, он является памятником культуры. Особенность его в том, что ухудшаться его состояние начало еще в 1990-х годах, а причиной стало изменение подземных водных потоков, это серьезно отразилось на состоянии несущих грунтов. Я курировал все этапы работ, начиная с обследования: мы нашли многочисленные дефекты основных конструкций и подтвердили снижение реальной грузоподъемности этого сооружения, а в результате сделали вывод о необходимости его полной реконструкции. И здесь нам также пришлось работать без закрытия объекта: движение по нему полностью не перекрывали. Труд был титанический, к примеру, было уложено 196 балок металлического пролета — это около двух тысяч тонн, забетонировано мостовое полотно, проведено устройство деформационных швов проезжей части. Кроме того, смонтировано почти 10 тысяч кубометров гранитной облицовки.

— В прошлом году торжественно открыли для движения после капремонта еще один важный транспортный объект столицы — Большой Каменный мост напротив Кремля. Вы были ведущим инженером, курировали часть работ и сумели завершить их на целых четыре месяца раньше срока. Как вам это удалось?

— Благодаря грамотной работе всей команды на результат. Я часами изучал проектную и сметную документацию, проверял нюансы, малейшие несоответствия мы выносили на обсуждение с выбранным по конкурсу подрядчиком, составляли сетку производственных работ буквально на каждый день согласно срокам и объемам. В итоге удалось оптимизировать работы без потери качества, эффективно выстроить процесс и строго придерживаться плана. Конечно, это было непросто: Большой Каменный мост в Москве капитально не ремонтировали с 1938 года, когда он был построен.

— Капремонт, который вы провели, повысил запас прочности элементов Большого Каменного моста в среднем на 50–100 лет. В каком состоянии он был до ремонта, насколько сложными были восстановительные работы?

— За почти 80 лет эксплуатации часть конструкций моста пришла в критическое, предаварийное состояние: опоры потеряли необходимый запас прочности, гранитная облицовка обвалилась, на мосту появились трещины, а местами разрушились деформационные швы. Это одна из самых ответственных конструкций моста, она должна не только закрывать деформационные зазоры между, например, смежными пролетными строениями над промежуточными опорами, но и обеспечивать плавный и безопасный проезд транспортных средств при постоянным воздействии негативных факторов таких, как температура, воздействие солей, деформаций, агрессивных вод и так далее. На этом мосту было предусмотрено 18 деформационных швов, причем два — со специальным резиновым компенсатором с шумопоглощающими пластинами. Выполнение этих работ требует большой точности.

— Это тогда вы решили глубже изучить причины повреждений деформационных швов и даже посвятили этой теме научную публикацию в профильном «Научно-практическом журнале»?

— Да, в том числе после этого проекта. В статье я проанализировал причины возникновения повреждений в деформационных швах на мостовых конструкциях: например, плотный трафик, провоцирующий возникновение колейности. Это очень интересная и важная для отрасли тема, я планирую продолжать ее исследовать.

— На вашем счету успешное строительство и ремонт сотен важнейших социальных объектов Москвы, а ваши навыки и компетенции в управлении крупными проектами позволяют вам не только решать сложнейшие строительные задачи, но и обучать коллег. Кроме того, сегодня вы также занимаетесь консультированием строительного бизнеса. Что побудило вас на такой шаг?

— Решение заняться консультированием строительного бизнеса было продиктовано желанием применить свой опыт и знания в более широком масштабе. Консультирование в строительной отрасли требует глубокого понимания множества аспектов, начиная от технических знаний и заканчивая умением эффективно взаимодействовать с клиентами. Нужны действительно глубокие технические знания, важно понимать все этапы строительного процесса и быть в курсе последних технологий и методов. Необходимы также хорошие аналитические способности, умение анализировать проекты, выявлять возможные риски и предлагать оптимальные решения — это ключевой навык консультанта, который должен уметь увидеть общую картину и предложить эффективные стратегии. Моя цель — помочь строительным компаниям достигать высоких результатов, улучшать свои процессы и повышать квалификацию своих сотрудников.

— Какое у вас дальнейшее видение собственной карьеры? И насколько вообще широк выбор направлений развития у специалиста в сфере строительства?

— В планах — открыть консалтинговую компанию для консультаций подрядных организаций по работам с уникальными технически сложными объектами городской инфраструктуры. Вообще выбор, в каком направлении развиваться и расти, шире, чем может показаться на первый взгляд: от работы на стройплощадке до позиций в проектных, консалтинговых и управленческих компаниях. Начинающий специалист может двигаться по карьерной лестнице, становясь инженером, архитектором, прорабом, руководителем проектов или даже занимать должность в строительной администрации или государственных органах, отвечающих за градостроительство и развитие территорий. Строительство — очень интересная и многогранная сфера, дающая веер возможностей для самореализации.

Анна Попова