Еще 16 мая от рака кишечника умер отец русской акварели Сергей Андрияка. Ему было 65 лет. Работы Сергея Николаевича и его учеников висят в первом корпусе Кремля. За несколько дней до кончины мастера во время инаугурации президент Путин даже остановился перед одной из них.
За близость к первым лицам государства Андрияку многие недолюбливали и злословили, что такой тип искусства нравится, в основном, бабушкам и пользователям «ВКонтакте».
Но тут все зависит от того, с кем сравнивать.
Недавно в Великобритании вспыхнул скандал по поводу портрета Карла III, написанного британским художником Джонатаном Йео. Живописец изобразил монарха в багровых тонах. Как иронизировали критики, ужасно не хватает рогов и какого-нибудь аксессуара вроде ржавых вил в руке.
Андрияка тоже очень любил красный цвет, но до такого авангарда, конечно, не дошел.
Он обращался к классике и традиции: был великолепным мастером натюрморта и пейзажа, которые зачастую писал по памяти. За прекрасную технику, яркость красок и некоторую избыточность его даже прозвали русским Франсом Снейдерсом.
Без черновиков и ошибок
Главная заслуга Андрияки, которую невозможно отменить, это возрождение забытой техники многослойной акварели. С 1995 года художник напрочь отказался от масла в пользу акварельных красок и достиг на этом поприще небывалых высот.
Многослойная техника зародилась в Европе в эпоху Ренессанса (можно вспомнить знаменитого «Зайца» Дюрера), но была почти утрачена и забыта к концу XX века. Так что Андрияке пришлось заново открывать забытые секреты, а потом - передавать технику ученикам.
Глядя на работы мастера и его последователей - не веришь, что вся эта плотность материи: хрустящие арбузы, алые благоухающие цветы - написаны прозрачными красками. Акварель у него похожа на масло, при том, что техника гораздо сложнее: масло всегда можно соскоблить с холста и переписать, а вот акварельные краски ужасно капризные и не терпят черновиков и ошибок.
Еще одно интересное нововведение художника - он давал ощутить радость от искусства абсолютно каждому. И речь даже не о специальном поезде с работами Андрияки и учеников в столичном метро.
Сергей Николаевич проводил публичные занятия, на которых за пару часов любой человек, не умеющий держать кисть в руках, создавал свою первую работу. Специальная выверенная техника позволяла любому добиться впечатляющих результатов. Людям это приносило огромную радость, хулителям - поле для раздолья. Мол, если манера так легко копируется, то это никакое не искусство.
Как изобразить Вечность
Сергей родился в 1958 году в семье заслуженного художника РСФСР Николая Андрияки. Детство провел в коммуналке, где, как вспоминал сам, путь к искусству ему открыла радиоточка. Будучи крикливым младенцем, он вдруг замолчал, когда по радио звучала девятая (и последняя) симфония Бетховена.
Первые шаги в живописи ему дал его отец. Мастер навсегда запомнил его фразу, припечатавшую натюрморт, над которым Сергей работал много месяцев:
- Ты хорошо нарисовал этот цветок, но он у тебя совсем не пахнет.
Обидное замечание заставило Андрияку-младшего добиваться невозможного: зритель действительно ощущает запахи.
Ранний уход отца стал огромным потрясением и заставил художника пересмотреть все свое творчество.
- Мне открылась тема вечной памяти, - вспоминал Андрияка. - Я стал думать, как изобразить Вечность.
Результаты размышлений вылились в дипломную работу «Вечная память. На поле Куликовом», в которой соединились радость от победы и скорбь от потери близких. В какой-то мере полотно стала революционным для Суриковки. Почти 30 лет в институте были запрещены дипломы на исторические темы, но для Андрияки сделали исключение.
Как говорил художник, сказалась личная драма ректора, у которого незадолго до защиты покончил самоубийством любимый сын.
Многодетный отец
Путь Сергея Андрияки был успешным. В 1999-м он основал Школу акварели своего имени, которая действует до настоящего времени. 12 сентября 2012-го в Москве открылось новое учебное заведение высшего образования — Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки.
Художник был обласкан званиями и наградами, но при этом оставался открытым людям. Легко шел на контакт, общался, давал интервью, проводил мастер-классы.
У живописца осталась жена и шестеро детей. Младшей дочке - 22 года.
По словам врачей, мастер умер со словами: «Всех люблю».
Отпевали народного художника в московском храме Преображения на Болвановке. Проводить его в последний путь пришли близкие и друзья, среди которых были актер Сергей Гармаш и помощник президента Владимир Мединский. Похоронили Сергея Андрияку на Даниловском кладбище.
Источник фото: Сергей Ведяшкин, Сергей Киселев, Андрей Никеричев / Агентство «Москва»,Vadim Nekrasov / Russian Look / Globallookpress.com,academy-andriaka.ru