О том, что у него есть ангел-хранитель, скончавшийся 1 июня от рака в 84 года Артур Чилингаров понял в блокадном детстве. Они жили возле военкомата, немцы считали объект стратегическим, поэтому бомбили часто, пока дом не рухнул. Разгребая завалы, спасатели не чаяли найти живых. Но стали свидетелями чуда: потолок, упавший в спальне трехлетнего ребенка, повис на двух спинках железной кровати, образовав капсулу и защитив будущего полярника и депутата Госдумы от смертельных обломков.
Потом были и другие вмешательства высших сил. Артур запомнил, как однажды, проснувшись утром, мать принялась исступленно крошить в тарелку спичечные головки. Женщина потеряла карточки, обезножила с горя и в приступе отчаяния решила ускорить неизбежный конец.
Артура спасла его тетка. Почему-то именно в тот момент она решила добрести до дома сестры. Ксения работала медсестрой в госпитале и забрала племянника «на подкормки». А поскольку это было строго запрещено - спрятала от посторонних. Где еще укрыться от смерти, как не у нее под носом? Так до самой эвакуации в 1944 году мальчишка проводил время в морге.
Могли убить, а умер старцем
Повзрослев, Чилингаров не раз осознавал: его жизнь висела уже не на спинке от кровати, а на чем-то куда более хрупком. Например, когда однажды ночью раскололась льдина, на которой дрейфовала студенческая полярная станция «Северный полюс-19». Команде полярников под руководством Чилингарова пришлось зимовать на крошечном пятачке 500х300 м, глядя, как вокруг точно такие же куски переворачиваются и встают на дыбы...
Когда во время исследовательских работ сгорел самолет, и команда осталась без провизии среди льдин... Когда на него напал белый медведь... Когда Чилингаров руководил операцией по спасению судна «Михаил Сомов», застрявшего в Антарктиде, но сам попал в такой шторм, из которого не выбираются живым.
Уже в наше время по мотивам этого события был снят фильм «Ледокол» с Сергеем Пускепалисом. В нем задействованы вымышленные герои, но в реальной жизни одним из участников той операции был журналист Виктор Гусев, который вместе с Чилингаровым находился на судне. После завершения операции карьера журналиста пошла в гору, он получил перевод в спортивную редакцию, стал комментатором, о чем долго мечтал. А Чилингарову было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вторая Звезда
Как признавался сам полярник, страшнее всего ему было в 2007-м, во время спуска на дно Северного Ледовитого океана. Как командир команды он отчетливо понимал: шансы на возвращение минимальны, с 70-процентной вероятностью они так и останутся на пустынном, похожем на лунную поверхность океанском дне. Именно тогда исследователь простился со всеми и даже написал завещание. Свое неожиданное возвращение и следующие почти 20 лет жизни он расценивал как бонус.
Его знаменитый друг и коллега Жак-Ив Кусто повторял: «Если хочешь застолбить полюс, спускайся под лед, на дно океана». Французский океанолог знал, о чем говорит. Дело в том, что лед дрейфует, и через 20 минут застолбленная точка безвозвратно меняет свои координаты.
Добраться до настоящего полюса можно было только по неподвижному океаническому дну. Но миссия казалась невыполнимой. Ладно бы только погрузиться на четыре километра. Но ведь нужно подняться и так же безошибочно точно найти полынью, срок жизни которой - всего четыре часа.
К слову, команда Чилингарова чуть-чуть не успела. Водрузив российский флаг на дно, они не сумели подняться. Оказалось, что, пока подводный аппарат «Мир» елозил по дну, добираясь до географической точки полюса - поднялась куча ила, которая осела на механизмах и сказалась на их работе. Когда наконец удалось сдвинуться вверх - прошло не четыре, а девять часов. Но полынья дождалась.
Вслед за этим не заставил себя ждать мировой скандал. Ряд стран расценили героическую миссию Чилингарова как попытку территориального захвата полюса.
- Да что вы спорите, - отвечал наш полярник. - На дне много места. Спуститесь сами, поставьте свой флаг...
За свой подвиг он получил вторую Звезду, став Героем России.
Водка для старших товарищей
В то, что Чилингаров стал полярным исследователем, тоже вмешалось провидение. Молодой Артур и не грезил ни о каком полюсе. Просто исходил из соображений чего бы покушать и как слезть с шеи матери. После школы пошел на судоремонтный завод.
- По бумагам я был слесарем, но в мою миссию входило протаскивать водку через проходную, - смеялся он.
Общительный и бойкий юноша понравился работягам.
- Поступай в инженерно-морское училище на судоремонтное. Там кормят бесплатно и работой будешь обеспечен, - посоветовали они.
По конкурсу парень не прошел. Но не сдался, а так энергично правдами и неправдами выбивал себе местечко, что дошел до ректора. Удивленный напором Артура, тот зачислил его на арктический факультет, где был недобор.
Идя напролом, как ледокол, Чилингаров умел добиваться своего, но при этом оставался порядочным человеком: другие на Севере просто не выживают. Многие удивлялись тому, что энтузиаст почти четверть века трудился депутатом Госдумы и даже занимал пост ее вице-спикера. Когда его спрашивали, какого рожна поперся в политику, объяснял, что хотел задействовать ресурс, чтобы помочь Арктике.
И действительно помог. Благодаря ему были приняты законы, социально защищающие людей, живущих на Севере, вернулись дрейфующие станции, а государство вновь стало заниматься краем вечных снегов.
Почти в каждом своем интервью ученый сетовал на Конвенцию по морскому праву 1982 года, в которую мы вляпались, послушавшись американцев.
- Когда-то Сталин выделил на карте сектор от Мурманска до Чукотки с центром в Северном полюсе и подписал: «полярные владения СССР», - рассказывал он. - В эти владения никто не лез, пока мы сами не ратифицировали конвенцию ООН, в которой отменялось секторное деление Арктики. Это было не в наших интересах, но мы пошли на такой шаг на волне демократических преобразований.
При этом «оплот демократии» - американцы на такой невыгодный для себя шаг не пошли и конвенцию не ратифицировали. Сегодня, правда, активно ведутся разговоры о нашем выходе из Конвенции.
В «святые 90-е» мы ушли с Севера на долгие 14 лет. Средств не хватало ни на что. Наш легендарный ледокольный флот выживал благодаря коммерческим рейсам к полюсу, а первую после перерыва дрейфующую полярную станцию собирали вообще без госсредств.
Чилингаров не уставал повторять, что его главная задача на посту чиновника выполнена:
- Я счастлив от того, что дожил до того момента, когда Арктикой снова стало заниматься государство.
Ученый много встречался с молодым поколением и озвучивал перед ними задачи на перспективу.
«Сегодня Россия экономически живет за счет запасов побережья Арктики, которые были разведаны вашими дедами и прадедами, - учил он. - Но теперь мы должны идти дальше - на арктический шельф, который может обеспечить жизнь наших правнуков».
Ученый, которого с воинскими почестями похоронили на Новодевичьем, был уверен, что в скором времени государство инициирует новый молодежный призыв в Арктику.
Фашисты в Антарктиде
К сожалению, многие подробности своих приключений Чилингаров не рассказал из-за секретности. Но как-то ведущие одной передачи поинтересовались, не видел ли он чего загадочного на обоих полюсах. Мол, в последнее время много говорят то о таинственной «дыре» на Северном полюсе, то о пирамидах, обнаруженных в Антарктиде... Ученый не стал развивать эти темы, но неожиданно обмолвился, что искал в Антарктиде базу нацистов, которая, как гласят легенды, спряталась где-то на Южном полюсе. Ничего, кроме снега, исследователь не нашел, но признание любопытное.
Сущность американцев
В начале нулевых Чилингаров с единомышленниками организовали перелет к Южному полюсу на «кукурузнике». Миссия прошла успешно, до полюса исследователь добрался и рапортовал об удачно выполненной миссии президенту.
Проблемы начались по возвращении назад. Мотор самолета замерз и отказался заводиться. К счастью, неподалеку базировалась американская станция, куда наши исследователи отправились за помощью. Американцы действительно помогли: переправили на базу, потом погрузили на судно, которое увозило мусор. Но в итоге спустя время США выставили счет $40 тыс. за свою «бескорыстную помощь», да еще развернули срач в газетах. Мол, такие-сякие русские: мало того, что привезли свою рухлядь на полюс и загрязняют Антарктиду, так еще и не хотят платить за спасение.
Ситуация решилась магически. На Олимпиаде в Солт-Лейк Сити, куда был приглашен Чилингаров, полярник решил сыграть в игровой автомат и сорвал джекпот. Сумма на экране совпадала с той, что запросила Америка за спасение. Выигрыш путешественник и отдал в счет уплаты долга. А заглохший самолет забрал через три года: привез новый мотор, и «кукурузник» своим ходом добрался до нашей базы.
Источник фото: Belkin Alexey / news.ru / Komsomolskaya Pravda / Roman Denisov / Globallookpress.com