Накладной нос, любовь к актрисам, скандал с недостачей в кассе: чего мы не знали о Сергее Витте
Уроженец Тифлиса, Сергей Витте провел в нем первые 16 лет. Его предки - выходцы из Голландии - переселились в Россию в XVIII веке. Отец Юлий Кристоф Генрих Георг Витте - директор Департамента земледелия и сельского хозяйства на Кавказе. Мать - дочь саратовского губернатора, княжна Екатерина Фадеева. Из юношеских впечатлений: приезд в Грузию Дюма-отца, которого «одели в черкеску и повсюду возили, заставляя пить массу вина».
Большой шалун
В гимназии Сергей учился из рук вон плохо. Мог выпрыгнуть в окно и уйти с урока. Как-то с братом Борисом, получив трояки по французскому, увязались на улице за учителями, осыпали их ругательствами и бросали в них грязью.
Любитель скабрезностей
На физмате Новороссийского университета Сергей взялся за ум. Но, случилось, не подготовился к экзамену по богословию. Вытянул билет о браке. Профессор, зная, что студент толковый, спросил, читал ли он «Физиологию брака» Дебу?
- Я действительно ее читал - потому что это была книга скабрезного содержания, - признавался потом Сергей Юльевич. К всеобщему удивлению, профессор заявил, что это прекрасная книга, и раз Витте читал ее, значит, отлично знает богословие.
В студенчестве наш герой угодил в скандал: в кассе взаимопомощи, за которую он отвечал, нашли недостачу. Мог пойти под суд, но отделался штрафом.
Станционный смотритель
Современники посмеивались над южным акцентом Сергея Юльевича, страстью к сквернословию, ошибками в письме и речи, слабыми познаниями в иностранных языках, литературе и истории. Когда его диссертацию завернули, министр путей сообщения - граф Бобринский, знавший Юлия Витте, - устроил его сына станционным смотрителем на Одесскую железную дорогу. Будущий министр финансов торговал билетами, давал гудки, был помощником машиниста.
Герцог Тилигульский
В декабре 1875 года у реки Тилигул под Одессой в крушении поезда погибли больше ста человек. Витте приговорили к четырем месяцам тюрьмы. Но наказание заменили двухнедельной гауптвахтой - осужденный, к которому приклеилось прозвище Герцог Тилигульский, приходил туда лишь на ночь. Днем он отправлял составы к театру военных действий Русско-турецкой войны. Его рвение отметили.
Любимец царя
Став начальником Юго-Западных железных дорог, Витте потребовал запретить царскому поезду летать на всех парах. Александр III убедился, что железнодорожник прав, когда на пути из Ялты в Москву состав, где находились монаршие особы, сошел с рельсов. Сергей Юльевич становится директором Департамента железнодорожных дел и председателем тарифного комитета. Но на прежней должности жалованье было выше, и император лично доплачивает ему. А вот с Николаем II отношения у Витте не сложились. Пытался закорешиться с Распутиным, но тоже не вышло.
Интриган
Когда министр финансов Иван Вышнеградский отдыхал за границей, газетчики, со многими из которых Сергей Юльевич был знаком, выдали новость: Иван Алексеевич** больше не сможет руководить министерством из-за паралича мозга. В итоге пост главного финансиста занял Витте. Хотя Вышнеградский еще четыре года прожил в ясном уме.
Граф Полусахалинский
В Портсмуте (США) во время переговоров по итогам Русско-японской войны 1904-1905 гг. глава российской делегации Витте всех очаровал. Раздавал интервью, интересовался техническими новинками. Как-то, выйдя из поезда, кинулся к машинисту с рукопожатием. По итогам соглашения Российская империя утратила южную часть острова Сахалин. Но она и так была оккупирована японцами, зато Россия отказалась выплачивать денежную контрибуцию. Мир воспринял Портсмутский мир как дипломатический успех России. Но оппоненты наделили Сергея Юльевича прозвищем Граф Полусахалинский.
Поклонник актрис
Витте признавался: дела делами, но большую часть свободного времени он проводил в обществе актрис. Женился дважды - правда, не на них. Но в обоих случаях оплатил развод избранниц с предыдущими супругами. У каждой из жен было по дочке - Сергей Юльевич воспитывал их как родных и души не чаял в маленьком внуке.
Накладочка вышла
Поговаривали, что у Витте… накладной нос - последствие сифилиса. Аграрий Андрей Кофод описывал свой визит к Сергею Юльевичу:
- Он принял меня небрежно - без носа. Его он потерял на заре юности. Уточню: не нос, необходимый в финансовой политике, а телесный нос, который он восполнял прекрасно сделанным искусственным. Этот последний, должно быть, немало мешал ему, потому что если он не считал, что нужно быть одетым в государственное платье, то не надевал и носа.
Когда Витте умер, один из репортеров проник к телу, после чего сообщил, что не увидел и намека на накладку.
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов