Шесть мифов о раке мозга
Рак мозга - страшный диагноз, звучит как приговор. Только что ушли от нас Михаил ЗАДОРНОВ и Дмитрий ХВОРОСТОВСКИЙ, до них Жанна ФРИСКЕ, и мы в очередной раз убедились: коварная болезнь не щадит никого. Многие далекие от медицины люди уверены: излечиться от этой заразы невозможно. Статистика и правда неутешительна - каждые три минуты кто-то заболевает раком, у каждого пятого из них врачи диагностируют злокачественную опухоль головного мозга. Однако в некоторых случаях шанс выжить есть. Главное - своевременно распознать болезнь и бросить все силы на ее лечение, утверждает кандидат медицинских наук, онколог Дмитрий СИМБИРЦЕВ.
Опухоли головного мозга - одна из самых загадочных областей в медицине. Именно вокруг этого заболевания витает больше всего мифов, многие из которых не имеют ничего общего с действительностью и часто мешают не только ранней диагностике, но и эффективному лечению.
МИФ 1: Рак мозга вызывают сотовые телефоны
Распространенное заблуждение не имеет ничего общего с действительностью - многочисленные исследования это не подтверждают. Точно так же не доказано, что новообразования в головном мозге могут вызвать частые перелеты, сильный стресс или травма головы. Все это врачи называют отягощающими факторами, но точно не первопричиной болезни. Не вызывает рак и стояние на голове. Спровоцировать появление опухолей головного мозга могут лучевая или химиотерапия некоторых онкологических заболеваний. И то далеко не всегда.
МИФ 2: Головная боль - главный симптом
Люди, страдающие частыми мигренями, пачками глотают таблетки и, вместо того чтобы лечиться, накручивают себя страшными предположениями и не идут к врачу. А те, у кого действительно могут быть серьезные проблемы, обычно пропускают настоящие признаки рака головного мозга - в первую очередь это снижение зрения и слуха. Если появился странный шум в ушах, периодически возникает туман в глазах или раздваиваются предметы, нарушается координация движений, в руках или ногах чувствуется слабость, нарушается симметрия лица, срочно обратитесь к неврологу или нейрохирургу.
МИФ 3: Онкология передается по наследству
Если ваши родственники страдали от тяжелого недуга, то это вовсе не значит, что такая же участь постигнет и вас. По наследству передается не сам рак, а лишь предрасположенность к подобным заболеваниям. Определить, является ли человек носителем опасных генов, сегодня реально - достаточно пройти специальное тестирование. Если у обоих родителей обнаружится этот ген, вероятность того, что их ребенок в течение жизни заболеет раком, безусловно, высока. Но, зная об этом заранее, можно постараться это предотвратить.
МИФ 4: Опасны только злокачественные новообразования
Любые опухоли, возникшие в замкнутом пространстве - в данном случае это черепная коробка, - несут серьезную угрозу не только здоровью, но и жизни человека. Поэтому, когда речь заходит о новообразованиях мозга, разделение их на доброкачественные и злокачественные весьма условно. Даже если клеточный состав опухоли не внушает опасений, ее потенциальный вред может быть огромен. Особенно если она быстро растет и давит на функционально значимые зоны - например, на ствол головного мозга или таламус.
МИФ 5: Опухоль заметна на рентгене
К сожалению, нет. Выявить рак головного мозга во время диспансеризации почти невозможно - никакие анализы установить этот диагноз не помогут. Самым оптимальным на сегодняшний момент способом диагностики новообразований головного мозга считается МРТ. Но есть категории людей, которым данный метод противопоказан. Это пациенты с кардиостимуляторами, страдающие клаустрофобией и крайней степенью ожирения - в этих случаях приходится прибегать к компьютерной томографии. К слову, некоторые опухоли - гипофиза или костей черепа, к примеру, - лучше заметны как раз при исследовании с помощью КТ.
МИФ 6: Рак мозга - это конец
Далеко не каждая опухоль мозга оказывается смертельной. Менингиомы небольших размеров, пилоидная астроцитома и аденома гипофиза, к примеру, во многих случаях излечимы. А вот глиобластома (именно такой диагноз врачи поставили Жанне Фриске, Михаилу Задорнову и Дмитрию Хворостовскому) - самая опасная. Она очень быстро растет и, как показывает практика, почти не поддается лечению. Обнаружить ее на ранней стадии, к сожалению, практически невозможно. Маленькие опухоли пациента не беспокоят. А когда он обращается с симптоматикой, радикально удалить образование уже нельзя. После постановки диагноза «глиобластома» человек живет год-два, не больше. Это статистика. Однако даже в самых сложных случаях врачи пытаются сделать все возможное, чтобы продлить жизнь пациента и сделать ее как можно полноценнее.
Дети часто выздоравливают
- К сожалению, около 60 процентов опухолей мозга составляет наиболее злокачественная мультиформная глиобластома. В большинстве случаев она не излечима, - отмечает кандидат медицинских наук, главный онколог сети медицинских центров «Медскан» Константин Борисов. - У детей часто встречается очень злокачественная медуллобластома. Но она высокочувствительна к химиотерапии и лучевой терапии, поэтому после комплексного лечения многие маленькие пациенты выздоравливают.
К сожалению, при первичных опухолях мозга (глиомах) не существует онкомаркеров. Опухоли головного мозга могут быть метастазой рака легкого, меланомы, рака молочной железы.
Кстати, при подтвержденной генетической предрасположенности к новообразованиям случаев наследственной глиобластомы специалисты не отмечают.
ПРИКИНЬ!
- За последние десять лет частота появления всех опухолей выросла примерно на 20 процентов, а опухолей головного мозга - примерно на 47 процентов. С чем это связано, до конца не ясно, но, что бы ни утверждали эксперты, указанный срок совпадает с началом активного использования мобильных телефонов.
В группе риска:
- злостные курильщики.
- любители заложить за воротник.
- фанатики загара.
- носители вирусной инфекции, в частности герпеса, цитомегаловируса, которые ослабляют организм и повышают риск перерождения клеток в опухолевые.
- люди, подвергшиеся ионизирующему излучению. Оно разрушает ДНК, что приводит к мутациям в генах, провоцирующим развитие рака. Не позавидуешь тем, кто живет вблизи атомных электростанций, захоронений радиоактивных отходов и зон повышенного естественного радиационного фона Земли.