У входа в первый шлюз Волго-Донского канала на берегу Волги установлен памятник «Маяк» - дань памяти и благодарности морякам Волжской военной флотилии, участвовавшим в Сталинградской битве. Еще одним значимым для истории нашего народа памятником может стать бронекатер серии С-40, который в начале ноября 2017 года был поднят со дна реки, где он пролежал со дня своего последнего боя.
Бронекатер – легкое речное судно с башней от танка Т-34 – совершенно случайно был обнаружен дайверами осенью этого года. До сих пор лодка была занесена песками, но их смещение в конце концов обнажило некоторые детали корпуса, позволив заметить останки корабля. Во время подъема на ремонтную баржу лодка практически разломилась пополам. Но и в таком виде она представляет собой уникальный экспонат, который позволит полностью восстановить быт и действия экипажа на момент гибели корабля. Обычно же в руки исследователям попадают лишь отдельные фрагменты, по которым практически невозможно восстановить общую картину произошедшего.
75 лет прошло с поры, когда малый бронекатер с номером БК-31 дал свой последний бой. Затопление было стремительным, корпус быстро занесло придонным песком, поэтому на борту все сохранилось в том виде, в котором судно застали его последние минуты. Сейчас поисковики вручную перебирают песок, вымываемый помпами с кормы и носовой части корабля, разделенного на две половины. По крупицам собираются личные вещи моряков. Уже найдены винтовка царского времени, множество единиц различного оружия, револьвер капитана, пуговицы с якорями, резной мундштук, украшенный геометрическим узором и даже восковые свечи, почерневшие от времени. Добровольцы во главе с председателем правления общественной организации «Поиск» Светланой Князевой проводят работы по эксгумации и опознанию моряков. Капитана Павла Никитина нашли у капитанской рубки, он до последнего оставался на посту. На носу обнаружены останки трех членов экипажа, на корме, предположительно, останки еще семи человек. По словам специалистов, осматривавших плавучий танк, шансов выжить у моряков не было: после взрыва топливного отсека все было в огне, и члены экипажа, скорее всего, не могли спастись из-за контузий, даже если и оставались живы к тому моменту. Все произошло внезапно: об этом свидетельствуют и рычаги, переведенные в положение «Полный вперед», и расположение тел моряков, не успевших покинуть свой боевой пост, и предметы, оставшиеся на своих местах.
Светлана рассказывает, что во время боя один из снарядов разворотил дизельный отсек, и разлившееся топливо пленкой покрыло все вокруг. Благодаря этому предметы внутри корабля не были подвержены водной коррозии и сохранились так, будто трагедия катера произошла вчера. С 1999 года принимающая участие в поисковых работах Светлана не понаслышке знает, что с каждым годом сохранность находок все ухудшается, и порой уже невозможно ничего узнать об их владельцах. А здесь, можно сказать, поисковикам улыбнулась удача: вещи выглядят как новые, но самое главное, уже точно известны семь имен членов экипажа – они присланы из Подольского архива. К тому же найдены еще пять имен, не попавших в архивные списки.
Корабль, скорее всего, станет памятником. По крайней мере, на это надеется организатор подъема судна директор военно-исторического музея «Наследие» Виктор Василевский. В интервью он сказал, что планируется сохранить корабль в том виде, в котором тот пребывает сейчас: со всеми пробоинами и деревянными заплатками, чтобы каждый мог увидеть, как отчаянно бились краснофлотцы. Часть корпуса станет прозрачной и можно будет заглянуть внутрь. Сейчас это можно сделать через бесчисленные рваные дыры в металле, оставленные снарядами врага.
Любопытно, что рядом с катером нашли галеру петровских времен – на останках 60-метрового судна выбита дата постройки, 1712 год…
Что ж, такова судьба военного моряка и в петровские, и в современные годы. Катер и галера были для них местом службы, а стали братскими могилами. Далеко еще до момента, когда волгоградцы выберут место последнего упокоения моряков и корабль станет музеем. А пока проходящие мимо суда по флотской традиции отдают экипажу и бронекатеру дань уважения, включая бортовую сирену.