Эта боевая машина пехоты была проста и неприхотлива, как самый массовый советский автомобиль «Жигули». Управлять им мог даже неподготовленный боец, ну а вооружение позволяло прекрасно сражаться не только с живой силой противника, но и с танками и даже с вертолетами.
Калибр меньше, угол больше
Война в Афганистане сразу выявила серьезные недочеты в конструкции БМП-1. Гладкоствольная пушка с небольшим углом подъема и бронирование башни стали самыми уязвимыми местами «копейки». Поэтому в срочном порядке советские конструкторы принялись за ее модернизацию. Меньше чем за полгода они создали уникальную боевую машину пехоты, которая проходила все испытания непосредственно на войне. БМП-2 еще не была запущена в серию, еще не были подписаны соответствующие документы, а около сотни машин уже громили душманов в горах Афганистана.
Советские конструкторы увеличили у машины башню, оснастили ее более мощной броней, изменили расположение экипажа и десанта, а самое главное – вооружили ее автоматической 30-мм пушкой 2А42 со спаренным пулеметом ПКТ-7,62 мм, у которой угол подъема был до 75 градусов (у БМП-1 – 35°).
Эта пушка – какое-то проклятие
Действительно, применение в бою пушки 2А42 сразу создало массу проблем «духам», которые организовывали свои засады на высотах. Теперь советским мотострелкам доставать их стало немного легче. Причем пушка стреляла бронебойными и фугасно-зажигательными снарядами достаточно быстро (до 550 выстрелов в минуту), и это позволяло установить такой плотный огневой вал, что враг головы не мог поднять из окопов. Она могла поражать живую силу на расстоянии до 4000 м, легкобронированную технику до 1500 м и летательные аппараты до 2000 м. Кстати, когда я проходил обучение на курсах «Выстрел», один из наших курсантов случайно совершил выстрел до команды, когда ствол пушки был еще поднят до отказа. Тогда руководитель стрельб на полном серьезе сказал нам, что надо ждать вестей из Шереметьево, потому что пущенный снаряд мог свободно достать взлетающий или садящийся самолет. Хорошо, что ничего не случилось.
Тяжелее и прочнее
«Двушка» получилась тяжелее «единички» на целую тонну. Однако она не потеряла ни в скорости, ни в мобильности. Надежный и неприхотливый мощный двигатель исправно работал в температурных диапазонах от –50 до +50 градусов в любых широтах, будь это высокогорье, равнина или пустыня.
В этих машинах использовался уникальный руль – нечто среднее между штурвалом и рулевым колесом. Если плавно и не спеша поворачивать штурвал в разные стороны, то машина совершает плавные повороты и чутко слушается руля, но если резко и до отказа повернуть штурвал влево или вправо, то БМП-2 мгновенно совершала резкий поворот. Это было очень удобно, например, при уходе от атаки из РПГ-7.
Еще один плюс у этой машины в том, что запуск двигателя производился не только зажиганием, но и воздухом, что серьезно повышало ее жизнеспособность на войне.
Главный, пожалуй, недостаток состоит в том, что двигаясь по бездорожью, БМП-2 может просто» сесть на пузо», так как загребает гусеницами грязь под днище. И если она сядет в такую ловушку, то вытащить ее из нее будет очень сложно.
Такая «тачка» нужна всем
БМП-2 сразу завоевала свое место на рынке вооружения. Она выпускалась в Чехословакии, в Финляндии и в Индии. Стоит на вооружение тридцати пяти стран, принимала участие в шестнадцати крупных военных конфликтах конца XX – начала XXI веков. Кстати, 18 БМП-2 появились и в армии США, правда, предназначены они для обучения личного состава американской армии.
Ну и для сравнения: средняя стоимость «Мардера» около 7 млн евро, наша же БМП-2 свободно укладывается в 350 млн рублей. Экономия более чем в полтора раза существенна для бюджета любой страны. К тому же наша «двушка», как и ее предшественница, прекрасно и быстро плавает, чего не могут делать ее западные конкурентки.
* * *
Вот такая получилась у нас боевая машина – простая, как «жигуленок», и смертоносная, как атака русских воинов.