На войнах сражаются не только люди. Мало кто задумывается о той роли, которую сыграли в Великой Отечественной лошади, собаки, верблюды. Мало кто из них дожил до Победы…
«У них не было выбора»
Эта надпись выбита на стеле, посвященной скромным героям военного времени: братьям нашим меньшим, прошедшим бок о бок с человеком все тяготы войны. Изможденные, безразличные, уставшие бояться животные после ухода за радугу становятся свободными от груза, упряжи и ужасов не их войны – такими их и показал скульптор.
Верблюды на войне
Когда под Сталинградом шли жестокие бои, на службу были призваны даже дикие верблюды астраханских степей. Мальчишки-пастухи обучили солдат обращению с животными, и двугорбые с успехом заменили тягловых лошадей, протащив полевые кухни, пушки и подводы через всю Европу. Памятник Мишке и Машке, дошагавшим до Берлина, открыт в Ахтубинске (Астраханская обл.). Немногие из 350 верблюдов выжили в человеческой мясорубке. Был среди них и верблюд Яшка, названный так, потому что «призвали» его на службу в селе Яшкуль. На груди у Яшки красовалась россыпь орденов, отобранных у пленных немецких офицеров, но солдаты говорили, что героический верблюд достоин настоящего ордена, а не этих побрякушек. Яшка таскал за собой пушку, расчет которой участвовал в битве за Берлин.
И Мишка, и Машка, и Яшка после войны были перевезены в московский зоопарк, где и встретили достойную спокойную старость.
Кавалергарда век недолог
Лошади… Сколько же их полегло на полях сражений с самого начала человеческой истории! Самые ранние археологические свидетельства тому относятся еще ко времени шумерского царства – почти шесть тысяч лет назад.
Вторая мировая война не стала исключением, хотя роль лошадей поменялась. С распространением машин и пулеметов, танков и самоходок кавалерия несла огромные потери и фактически изжила себя. Но кони с успехом служили тягловой силой и часто проявляли себя лучше любой техники в условиях перепаханных взрывами дорог и откровенного военного бездорожья. По штату даже стрелковый полк должен был иметь 350 лошадей – на них держалось все обеспечение воинских частей продовольствием, обоз, подвоз полевых кухонь на передние позиции, вывоз раненых в тыл, доставка солдат на передовую. А как представить себе партизанский отряд без лошадей? Стремительные налеты, диверсии в тылу врага – все было бы невозможным без участия этих прекрасных животных. По официальным данным, только в штате вооруженных сил во время Великой Отечественной войны состояло 1,9 миллиона лошадей, а сколько еще было не учтено!
Раненых не бросали. Ни людей, ни животных. Лошадей эвакуировали с поля боя, специальным транспортом доставляли в специально развернутые ветеринарные лазареты, где их выхаживали и отправляли долечиваться в глубокий тыл. Даже тяжело раненым делали операции, месяцами восстанавливали до полного выздоровления. Все меньше людей остается в живых из тех, кто может вспомнить, как звали конягу, вытащившего его на подводе с ранеными с поля боя. Но невозможно и представить нашу великую победу без этих скромных четвероногих тружеников фронта.
Мастера на все лапы
Преданные, надежные, послушные, они выполняли все, что велел им человек, часто идя при этом на верную гибель. Каких только задач не ставили перед ними их вожатые!
Санитары. Несли на себе аптечки и перевязочный материал, разыскивали раненых, помогали вытаскивать их с поля боя, приводили к раненым медиков, все это часто под огнем противника.
Ездовые собаки. Запряженные зимой в легкие сани и нарты, а летом в тележки подвозили боеприпасы и вывозили во фронтовой тыл раненых. Около 15 000 упряжек проходят по документам военных лет. Около 700 000 тяжелораненых вывезено с полей боев. 3500 тонн боеприпасов доставлено на передовую этими героическими собаками.
Истребители танков. Цель была – победить. И никто не думал о гуманности в обращении с животными во время, когда и люди себя не щадили. 63 танка было уничтожено собаками только во время Сталинградской битвы, а всего за войну задокументировано более 300 фашистских танков, подорванных собаками, которые несли на себе мины. Командующий 30 армией генерал-лейтенант Лелюшенко вспоминал, что во время сражений под Москвой танки противника обратились в бегство, когда увидели собак истребительного батальона. К тому моменту немцы уже познакомились с «противотанковыми» собаками и предпочитали ретироваться с поля боя.
Разведчики. Обученные действовать беззвучно, эти собаки были незаменимы в деле взятия «языка», обнаружения и обезвреживании скрытых огневых точек, секретов и засад врага.
Связисты. Более 120 000 боевых донесений было доставлено собаками в сложнейшей боевой обстановке. Более 8000 километров провода протянуто этими четвероногими связистами, порой в таких местах, где человеку не пройти. Быстро, беззвучно, под покровом ночи. В донесениях штаба Ленинградского фронта значится, что 6 собак заменили 10 вестовых, а доставка донесений стала быстрее в 3-4 раза.
Минно-розыскные собаки. После Победы кроткий колли по кличке Дик неоднократно становился победителем собачьих выставок. И мало кто, глядя на эту собаку, мог подумать, что Дик за время войны обнаружил более 12 000 вражеских мин. Сталинград, Лисичанск, Прага – далеко не полный перечень городов, где этот пес принимал участие в разминировании. Это тот самый колли, который сохранил для потомков Павловский дворец, обнаружив заложенную в нем огромную немецкую бомбу за час до ее срабатывания.
Диверсанты. Известна история еще одной легендарной собаки, овчарки Дины. Осенью 1943 года во время «рельсовой войны» в Белоруссии Дина выбежала на рельсы перед приближающимся немецким поездом, сбросила со спины тюк со взрывчаткой, выдернула зубами чеку капсюля-воспламенителя и умчалась в лес к минерам. Это первый известный случай, когда собакой был уничтожен эшелон с оружием и живой силой противника.
И Дина, и Дик дожили свой собачий век в любви и были похоронены со всеми воинскими почестями, когда пришел их срок. Не всем повезло остаться в живых, но каждый из четвероногих лохматых солдат внес свой посильный вклад в нашу Победу.
И когда по Красной площади шли, чеканя шаг, Победители, когда за сводными полками всех фронтов, всех родов войск, шла «коробка» кинологов, только один человек ступал по брусчатке осторожно, не чеканя шага, не отдавая чести принимающему парад Главнокомандующему. Главный кинолог страны, подполковник Мазовер бережно нес на руках героя войны, не оправившегося еще от ранений бойца 14 штурмовой инженерно-саперной бригады, представленного к награде «За боевые заслуги»: пса по кличке Джульбарс.