Крупнейшая диверсия итальянских подводных пловцов против России
Страна помнит судьбу 829 моряков, погибших в результате самой мало изученной диверсии второй половины ХХ века.
В 01 час 31 минуту 29 октября 1955 года жителей Севастополя разбудил звук страшного взрыва, раздавшегося со стороны Госпитальной стенки Севастопольской бухты, где стоял на якоре флагманский корабль Черноморского флота СССР – линкор «Новороссийск». Несмотря на все усилия, оставить судно на плаву так и не удалось. Оно перевернулось и затонуло, затянув на дно запертых в кубриках моряков, певших «Варяга», а также участников спасательных партий, прибывших с других кораблей эскадры.
Клятва у «Юлия Цезаря»
Итальянский линейный корабль «Юлий Цезарь» был одним из немногих судов Второй мировой войны, который не нанес врагу абсолютно никакого урона. Он не принял участия ни в одном из сражений на море, сохранив в абсолютной целостности свою обшивку и системы вооружений.
Победившие в войне союзники по антигитлеровской коалиции приняли решение передать это судно в счет компенсации понесенных материальных потерь Советскому Союзу, который дал ему название «Новороссийск» и сделал флагманом своего Черноморского флота.
Справка. «Линкор» является российским названием мощных кораблей, способных идти в линейном строю и громить огнем своей артиллерии эскадру противника с дальнего расстояния. На западе имевшие максимальную систему бронирования и корабельные орудия калибра свыше 305 мм военные суда называли дредноутами.
Очевидцы утверждают, что когда в 1949 году «Юлий Цезарь» уходил из порта Таранто, итальянские моряки клялись, что не допустят его использования Советами: «Так не доставайся же ты никому!».
Краткая жизнь советского «Новороссийска»
Сразу же после прихода в Севастополь, где планировалось базирование нового флагманского линкора, было проведено тщательное обследование его «внутренностей». В носовой части удалось обнаружить тщательно заваренное внутреннее помещение небольшого размера. Разбирать его, как обычно бывает, поленились. Поскольку оно абсолютно не влияло на ходовые и рабочие характеристики судна, то наше российское разгильдяйство в очередной верх взяло верх над правилами, и на это помещение «махнули рукой».
А зря. По мнению независимых экспертов, именно в нем находился боевой заряд фантастической силы, пробивший вертикально восемь (!) переборок корабля, из которых три были бронированными. Они легко выдерживали прямые попадания мощных авиабомб и снарядов крупного калибра, но не смогли противостоять мощи этого взрыва.
Сила взрыва была такова, что в днище линкора образовалась пробоина площадью более 160 квадратных метров, а жертвами диверсии только в первые минуты стали не менее 150 моряков.
Экипаж и прибывшие спасательные партии почти три часа пытались спасти судно, оттянув его на отмель, но этого невозможно было сделать, поскольку «Новороссийск» надежно удерживался носовым якорем, отсоединить который так и не удалось. В 04:14 корабль перевернулся и полностью затонул, унеся на дно сотни моряков, оказавшихся запертыми во внутренних помещениях судна.
Члены спасательных экспедиций рассказывали, что видели, как тонувшие моряки махали им через иллюминаторы и громко пели «Врагу не сдается наш гордый «Варяг»… Спасателям впоследствии удалось достать живыми лишь 9 членов экипажа, а отстукивание сигналов азбуки Морзе по переборкам «Новороссийска» фиксировалось до 1 ноября.
После трагедии, которую невозможно было скрыть, советское военное руководство заявило, что причиной взрыва стала мощная немецкая магнитная мина, которая каким-то образом активировалась спустя 10 лет после окончания войны. Даже не специалисты понимали, что это не соответствует действительности, но…
Итальянский след
Сейчас ветераны итальянских спецслужб не скрывают, что уничтожение «Новороссийска» было их наиболее успешной спецоперацией.
В операции приняли участие восемь самых опытных бойцов отряда подводных пловцов «Дечима МАС», официально расформированного в 1945 году. В годы Великой Отечественной они проходили учебу в диверсионной школе в оккупированном Севастополе и знали его рейды, как свои пять пальцев. Обычный грузовой пароход, шедший в советский порт с разнообразными товарами, в полночь 26 октября 1955 года в 15 км от мыса Херсонес через специальный люк в днище выпустил мини-подлодку. В ней находился отряд боевых пловцов и магнитные мины, способные произвести детонацию заранее замаскированного в корпусе боезаряда большой мощности.
Подводная лодка «Пикколо» доставила диверсантов в бухту Омега, откуда они совершили несколько рейдов в специальных скафандрах, доставляя и устанавливая в носовой части «Новороссийска» скомпонованное из множества тротиловых шашек взрывное устройство массой до 500 кг. Оно было закреплено аккурат под предварительно заложенным зарядом, после чего боевые пловцы вернулись на мини-подлодку и покинули советские территориальные воды. А в точно рассчитанное время сработал часовой механизм взрывателя…
Военные эксперты пришли к выводу: проведению такой сложной спецоперации помогло то, что СССР в то время не имел отряда достаточно профессиональных боевых пловцов и не осуществлял подводного патрулирования рейда Севастопольской бухты.
Наш ответ
В том, что официальная версия трагедии является лишь способом отвлечения внимания ответственности, говорит один факт, который практически никем и нигде не озвучивается. Именно в конце 50-х годов прошлого века СССР начал формирование первых подводных диверсионных групп, составленных из отлично физически подготовленных водолазов, использовавшихся ранее для обследования затопленных суден и проведения ремонтных работ на глубине.
Именно в эти годы ряд конструкторских бюро перепрофилируется на разработку специальных боеприпасов для подводной стрельбы, а также стрелкового оружия боевых пловцов.
Уже к 1968 году удалось создать первые патроны для подводной стрельбы СПС, а в 1970 году на вооружение Вооруженных Сил СССР поступил первый пистолет для подводной стрельбы СПП-1. В 1975 году Запад потрясла новость о том, что Советский Союз принял на вооружение «автомат подводный специальный» АПС, аналогов которому не существовало ни в одной армии мира.
Он дал возможность бойцам созданного в 1970 году разведывательно-диверсионного формирования ГРУ «Дельфин» проводить тайные операции, поражая боевых пловцов иностранных государств с расстояния до 30 метров. Учитывая низкий уровень видимости в воде, это просто фантастическое расстояние, обусловившее на долгие годы превосходство советских подводных диверсантов над своими оппонентами.
Но это уже совершенно другие истории, о которых мы расскажем в наших ближайших публикациях.
* * *
Группа выживших в результате диверсии моряков «Новороссийска» недавно заявила о своей решимости добиться от правительства Италии материальной компенсации за полученные увечья и потерю здоровья. Российские власти планируют поддержать их в этом, обеспечив всестороннюю юридическую поддержку.