В 1950-х годах на Балтийском флоте дослуживал свой век неказистый, старенький минный тральщик «Ока». И только внутренняя отделка еще кое-где сохранила память о его прошлой жизни в звании императорской яхты с громким и легендарным именем «Штандарт».
Подарок для цесаревича
История будущей «Оки» начиналась на верфи «Бурмейстер и Вайн» в Копенгагене, где осенью 1893-го заложили «Штандарт» для наследника престола Николая Александровича. А через три года, когда наследник уже принял престол и стал Николаем II, оттуда вышла на рейд невероятно элегантная яхта. И это была отнюдь не легкая лодка с мачтой. Водоизмещение – 5,5 тысяч тонн, длина – чуть больше футбольного поля 122 метра, ширина более 15 метров, осадка – почти 7 метров. Две паровые машины в 12 тыс. лошадиных сил развивали скорость до 22 узлов, это примерно 40 км в час. Вооружение – восемь орудий небольшого калибра. Экипаж – почти 400 матросов и офицеров.
Яхта «Штандарт», на которой в присутствии императора поднимался изготовленный из золотого шелка флаг с черным двуглавым орлом, отличалась большим комфортом, имела высокие мореходные качества и считалась лучшей из подобного рода судов во всем мире. Белые парусиновые тенты, под ними плетеные столы и стулья на до блеска надраенной палубе. Гостиные, салоны, кают-компании обшиты деревом с паркетным полом и хрустальными люстрами. Канделябры и бархатные шторы, стены царских покоев задрапированы ситцем. Судовая церковь. Офицерские каюты, помещения для моряков, палубной и машинной команды, для обслуги – буфетчиков, лакеев, горничных. На нижней палубе мог разместиться даже небольшой духовой оркестр или ансамбль балалаечников. О размерах и комфорте яхты говорит тот факт, что во время отдыха на яхте, юные княжны катались по палубам корабля на роликовых коньках.
Яхта была любимицей императора Николая Второго и членов его императорской семьи и поводом для зависти других королевских особ Европы. Например, бело-золотой «Гогенцоллерн» водоизмещением 4 тысячи тонн был меньше черно-белого с золотом «Штандарта», и кайзер Вильгельм открыто завидовал русскому императору. Когда в июне 1912-го две яхты, «Штандарт» Николая Второго и кайзеровский «Гогенцоллерн», встали борт о борт в русском Ревеле (теперь Таллин), Николай написал матери: «Он (Вильгельм) говорил, что был бы счастлив получить ее (яхту) в подарок...». Наверное, не было в Европе ни одного императора или короля, который хотя бы один раз не ступал на отполированную палубу «Штандарта».
Никто не подозревал, что совсем скоро это судно приобретет совсем другой вид.
«18 марта» и «Ока»
Во время революции яхту переименовали: она стала называться «18 марта», став штабом моряков Центробалта. Затем использовалась на малозначительных работах на Балтийском рейде. А в 1936 году было решено ее модернизировать.
Вид корабля изменился при этом до неузнаваемости. От прогулочной царской яхты практически ничего не осталось. Демонтированы были все мачты и парусная оснастка. Вместо столовой на палубе появилась площадка с орудиями. Разъездные катера и шлюпки исчезли. Роскошные полы, двери, люстры исчезли, как и золоченые поручни и бляшки. Испарились в небытие мебель, белые парусиновые тенты, предметы быта. Черно-белые цвета «Штандарта» были заменены на светло-серые оттенки. Новые паровые машины обеспечивали ходовую скорость потяжелевшего из-за механизмов корабля до 14 узлов и дальность плавания 2300 миль.
Так из царской прогулочной яхты сделали минный заградитель. В 1938 году «Штандарт» получил имя «Марти» и встал во главе отряда заграждения и траления.
Во время Великой Отечественной войны императорская яхта не простаивала. Уже 23 июня 1941-го «Марти» получил первую боевую задачу, а 25-го открыл счет потопленным вражеским подлодкам.
В ноябре 1941 года под командованием вице-адмирала Дрозда вместе с отрядом кораблей «Марти» отправился на Ханко (более чем за 250 миль от Кронштадта) для тотальной эвакуации находящихся там войсковых частей. Там в полной изоляции держал оборону советский гарнизон.
При переходе «Марти» получил повреждения на морском минном поле, но все-таки пришел на Ханко. Правда, как выражались моряки, «на ручной смазке». При взрыве получил повреждения цилиндр высокого давления. Двигатель без масла мог остановиться в любой момент. А это верная смерть для корабля, когда вокруг мины. Чтобы восстановить подачу масла, рядом с двигателем сидел машинист Костылевский с масленкой. Условия для «прогулки» еще те – шум двигателей, машин, температура 60 градусов, качка, грохот… Но «ручная смазка» не подвела и с заданием справилась. Минзаг снял с Ханко более двух тысяч бойцов, шестьдесят орудий, одиннадцать минометов, свыше восьмисот тонн груза. За этот подвиг экипажу «Марти» присвоили звание гвардейского.
Всю войну прошел минзаг, совершая боевые походы, расставляя мины и освобождая проходы от них. А потом минный заградитель решили еще раз переименовать. Так на Балтийском рейде появился минный тральщик «Ока», который потом, ввиду почетного возраста, стал плавучей казармой.
Последние кадры
В конце 50-х судно было выведено из состава действующего флота. Уже пенсионеркой «Ока» снялась в фильме «Мичман Панин». Ну, а потом, в начале 1960-х, почти семидесятилетнего старика-ветерана окончательно приговорили к списанию и сдали на слом. Каждый хотел оставить себе что-нибудь на память, ведь на «Оке», как ни странно, еще остались намеки на былую роскошь царской прогулочной яхты. «Во время трудного перехода через бурный Индийский океан штормовая волна, разбив иллюминатор, ворвалась в кают-компанию, сорвала со стены персидский ковер и унесла его в открытое море», – вот такие поэтические строки вместе с документами и актами попали на стол начальнику тыла Кронштадтской военно-морской базы. «Рояль, видимо, тоже» – приписал он своей рукой к акту списания.