Из Китая с любовью: как выглядит новая модель Volga
На то, чтобы с нуля создать собственную модель и наладить ее производство, потребуется не меньше трех лет, а скорее, и больше. Поэтому путь, выбранный «Москвичом», а теперь и ГАЗ, эффективнее. Взять на сборку китайца, постепенно заменять импортные узлы и детали собственными и в конце прийти к полностью отечественной модели.
Главное, чтобы по пути никто никуда не свернул и локализация действительно проводилась. Премьер-министр Михаил Мишустин, осматривая русско-китайскую машину, уже сделал втык: мол, руль-то хотя бы можно было сразу собственный изготовить! Хочется верить, что дальше производителя пинать не придется.
А пока мы решили поностальгировать и вспомнить славный путь советской «Волги».
ГАЗ-21В. 1956 - 1958. На смену устаревшей ГАЗ М-20, знаменитой «Победе», приходит новая модель. Созданная с нуля конструкторами Горьковского автозавода, а вовсе не «слизанная» с какой-то американской, как иногда утверждается. Она получила гидравлическое сцепление, устойчивый к коррозии кузов и другие технические новшества, а также прозвище Звезда. Был даже вариант с автоматической коробкой передач! Но она оказалась слабоватой, и дальше «Волги» бегали на механике.
ГАЗ-21И. 1959 - 1962. Помимо технических доработок, конструкторы потрудились над внешностью, и в свет вышла новая модификация. За вертикальную крупноячеистую решетку радиатора, похожую на акулью пасть, ее прозвали Акулой.
ГАЗ-21У и ГАЗ-21УС. 1962 - 1970. Главным шоком для автолюбителей оказалось исчезновение с капота «усатых» (решетка радиатора стала более мелкой и похожей на китовый ус) фигурки стремительно бегущего оленя. Его убрали из соображений безопасности: при наезде на человека он мог дополнительно травмировать. Впрочем, многие умудрялись раздобыть оленей и сами устанавливали их.
ГАЗ-24. 1967 - 1985. Разработка новой модели, соответствующей требованиям времени, началась в 1958-м. На заводе испытали несколько опытных автомобилей с моторами различных типов. В серийное производство отправили вариант с четырехцилиндровым двигателем. Коробка передач стала четырехступенчатой (в предыдущих моделях было три), улучшили системы обогрева салона и обдува стекол. За 18 лет было выпущено множество модификаций, в каждой из которых устранялись недочеты прежней.
ГАЗ-3102. 1982 - 2009. Модель выпускалась малыми партиями. Улучшенные ходовые качества, сниженный расход топлива и доли угарных газов в выхлопах, более комфортный, в том числе для водителя, салон, подголовники на сиденьях - все для того, чтобы слугам народа, а именно для них предназначался автомобиль, было удобно передвигаться по своим государственным делам.
ГАЗ-31029. 1992 - 1997. Иномарки тогда еще были слишком большой роскошью, и среди товарищей, заработавших шальные деньги, появился спрос на «Волги». С одной стороны, завод, вынужденно перешедший на коммерческие рельсы, заработал, с другой - пришлось штамповать автомобили быстрее, и качество неизбежно снизилось. С ним грохнулась и репутация марки.
ГАЗ-3110. 1997 - 2005. Разрабатывалась уже с расчетом на массовый спрос. Появились гидроусилитель руля и дисковые тормоза на передних колесах. Выпускалась модификация с турбодизельным двигателем.
ГАЗ-31105. 2004 - 2009. Основные усовершенствования коснулись подвески и коробки передач, внешний вид стал более стильным, в 2006-м автомобили начали комплектовать двигателями «Крайслер» - ради этого внесли дополнительные изменения в систему впрыска и коробку передач, а также в конструкцию кузова.
Volga Siber. 2008 - 2010. Попытка тогдашнего владельца ГАЗ Олега Дерипаски осовременить «Волгу» за счет иномарки. Договорились с «Крайслером» о лицензионной сборке седана Sebring - эту модель конструкции 1995 года американцы собирались списать в утиль, но тут подвернулась возможность продать ее русским. Назвали Volga Siber. И задрали цену до 520 - 550 тыс. руб. против 250 - 290 тыс. за «Волгу-31105». Как вы помните, в 2008-м грянул очередной финансовый кризис, так что покупать за полмиллиона отечественную машину, когда уже появились реальные иномарки вроде Mitsubishi Lancer за те же деньги, желающих особо не нашлось. Грандиозные планы выпускать по 60 тыс. единиц ежегодно не сбылись. За два года собрали 9 тыс. и на этом лавочку прикрыли окончательно.
По спецзаказу
Эти две модели простому смертному, даже очень богатому и со связями, купить было невозможно.
ГАЗ-22. 1962 - 1970. Та же 21-я «Волга», но в кузове универсал в основном служила машиной скорой помощи. Также использовалась как грузовое такси. Впрочем, некоторые отличия у нее были. Например, задние сиденья складывались, чтобы увеличить объем багажника, шины имели большую грузоподъемность, кузов был укреплен, а проходимость повышена.
ГАЗ-23. 1962 - 1970. Это чудо инженерной мысли выглядело как обычная «Волга-21». Вот только мотор в 195 «лошадок» у нее стоял от «Чайки», разгонялась до 100 км/ч она вдвое быстрее, а максимальная скорость в 165 км/ч была невероятной для того времени. Усиленный кузов, более износостойкие тормозные колодки, улучшенная маневренность и еще куча технических достижений. Строго засекреченная машина предназначалась для органов госбезопасности, в народе звалась «догонялкой», также использовалась в кортежах членов Политбюро. За восемь лет выпустили всего 603 штуки.
Эти две модели простому смертному, даже очень богатому и со связями, купить было невозможно.
Звезда киноэкрана
В некоторых культовых советских кинокартинах роль «Волги-21» не менее важна, чем у именитых актеров. Ну как представить без нее «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе» или «Бриллиантовую руку»?! Между прочим, все роли в них сыграл один и тот же автомобиль. Он жив до сих пор - теперь уже как экспонат музея «Мосфильма».
К слову, Иннокентий Смоктуновский специально получал права перед съемками, чтобы водить машину в кадре. А после окончания работы над лентой купил себе 21-ю - настолько она ему понравилась.
А вот в «Мертвом сезоне» снимали те самые секретные ГАЗ-23 с форсированными двигателями, иначе бы сцена, где синхронно разворачиваются три «Волги», не получилась.
Следующая модель - «Волга-24» сыграла более 900 ролей в кино. Засветились автомобили ГАЗ и в голливудских лентах. Например, Мэтт Деймон угоняет такси «Волга-3110» и уходит на ней от погони по Москве в «Превосходстве Борна». А ГАЗ-22 с правым рулем, один из 15 ушедших на экспорт в Великобританию, снимался в бондиане - в картине «Шаровая молния».