Как покупают в России?
Ноябрь во всем мире – традиционно период массовых распродаж. С некоторых пор к ним подключились и российские покупатели. Например, 11 ноября во многих странах мира отмечается День холостяка, поэтому в ближайшую к дате пятницу начинается марафон распродаж, а после одного из главных американских праздников Дня Благодарения (в этом году он выпал на 23 ноября) наступает знаменитая «черная пятница» – день начала самых крупных сейлов в мире. Статистика показывает, что некоторое мировые торговые сети делают в эти дни до 20% от годовой выручки! Но популярны ли такие торговые приемы в России?
Отчасти да, но в целом в России пока не сформировалась традиция дожидаться какого-то масштабного «распродажного» сезона: наши покупатели гораздо больше ценят возможность приобретать что-либо со скидками «в фоновом режиме», когда на одну группу товаров снижены цены в течение одной недели, на другую – в следующем периоде. И в первую очередь это касается продуктов питания и товаров домашнего обихода, бытовой химии, мелких элементов гардероба.
В этом смысле покупателям удобен формат акций и специальных предложений, организованных так, как это делает, например, торговая сеть «Пятёрочка», когда акции (снижение цены, покупка двух товаров по цене одного и т.д.) идут непрерывно и одни группы товаров сменяют другие.
Оказалось, что для российского покупателя принципиально важно, чтобы скидки были на нужные группы товаров, в том числе на сезонные: мало кого можно заинтриговать суперценой, скажем, на бельевые прищепки или распродажей лыж в июле… Зная об этом, в «Пятёрочке» при обновлении списка акционных товаров учитывают такие факторы, как изменение спроса на разные наименования, приближающиеся праздники или другие значимые события, например, празднование Дня матери в последнее воскресенье ноября.
Именно поэтому с самого начала декабря главным ориентиром для профессиональных ритейлеров станет подготовка к долгим новогодним праздникам. В российском менталитете заложена идея заранее готовиться к таким торжествам, планировать новогодний стол и угощение на долгие выходные дни. Продукты с более-менее длительным сроком годности (консервированный горошек, кукуруза, майонез, мясные и рыбные консервы, растительное масло, специи, приправы, напитки) россияне стараются по возможности приобрести заранее. Зная это, лучшие торговые сети (как та же «Пятёрочка») с конца ноября начинают постепенно вводить в ассортимент акционных товаров то, что привыкли искать покупатели в преддверии торжеств.
Ближе к концу декабря покупатели хотели бы видеть специальные цены на мясо и птицу, овощи, фрукты, кондитерские изделия, алкогольные и безалкогольные напитки. Выиграют те торговые сети, которые уже сейчас научились прислушиваться к мнению конечного потребителя.
В материале использованы фото: depositphotos.com. Анимация: Евгений Смагин