Как русские и немцы одновременно создали первые БМП

И по снегу, как по шоссе, БМП-1 ничего не боится. Фото: Wikimedia.org
И по снегу, как по шоссе, БМП-1 ничего не боится. Фото: Wikimedia.org
Две боевые машины, созданные в один год, на протяжении тридцати лет спорили, кто же из них сильнее, мощнее, надежнее и красивее. И вот что из этого вышло.

Первыми все-таки были англичане. Они еще в годы Первой мировой войны думали, как спрятать пехоту в бронированную машину и без потерь доставлять ее к переднему рубежу обороны противника. Но в те годы танки были неповоротливыми и настолько тихоходными, что идея потеряла свое практическое применение.

После Второй мировой войны бронетехника существенно прогрессировала, появилось оружие массового поражения – и уже было жизненно необходимо спрятать пехоту за броню. Вот тут пальма первенства перешла уже к советским и немецким конструкторам. Причем у немцев опыт в производстве подобных машин уже был. Они создали полугусеничный бронетранспортер Panzergrenadier, который мог не только доставлять бойцов на поле боя, но и принимать участие в сражениях, двигаясь рядом с танками. В середине 60-х годов прошлого столетия в СССР и ФРГ одновременно выпустили в серию две боевые машины пехоты – БМП-1 и «Мардер» (куница).

Наша пушка мощнее, но градус подъема оказался небольшим, что стало существенным минусом при ведении боя в горах. Фото: Wikimedia.org
Наша пушка мощнее, но градус подъема оказался небольшим, что стало существенным минусом при ведении боя в горах. Фото: Wikimedia.org

Кто быстрее и сильнее?

Советская машина получилась в два раза легче, чем немецкая конкурентка, 13 т против 28. Но вот в скорости они были практически равны. Зато у советской машины были два немаловажных плюса: во-первых, БМП-1 могла спокойно быстро передвигаться по пересеченной местности, чего не умела «куница», а во-вторых, наша БМП плавала. Если немцы полагали, что в будущих войнах техника будет двигаться по автобанам, то наши приспособили свою машину для действий не только в любых дорожных условиях, но и в разных климатических зонах.

Немецкая пушка-скорострелка пугает, но не пробивает. Фото: Wikimedia.org
Немецкая пушка-скорострелка пугает, но не пробивает. Фото: Wikimedia.org

С вооружением тоже наши превзошли немцев. БМП-1 была оснащена гладкоствольной 73-мм пушкой со спаренным пулеметом ПКТ-7,62, системой ПТУР «Малютка», а в десантном отделении крепился ПЗРК «Стрела-2».

Немцы ограничились лишь 20-мм автоматической пушкой RH 202 со спаренным 7,62-мм пулеметом MG3 и на башню установили гранатомет «Panzerfaust 3».

Броня – спасение для пехоты

И все же самое главное в назначении любой БМП – не ее боевые свойства, а способность защитить пехоту и быстро переправить ее по назначению. Для этого нужны не только скорость и маневренность, но еще и хорошая бронезащита. Так, лобовая броня БМП-1 выдерживала попадание 23-мм снаряда с 500 метров, бортовая и кормовая броня – попадание бронебойных пуль крупнокалиберных 12,7-мм пулеметов и осколков артиллерийских снарядов.

У «Мардер» броня тоже выдерживала попадание осколков и бронебойных пуль крупнокалиберных пулеметов, но снаряд калибром крупнее 20 мм пробивали ее насквозь.

Тяжеловес «Мардер» только выглядит грозно и решительно. Фото: Wikimedia.org
Тяжеловес «Мардер» только выглядит грозно и решительно. Фото: Wikimedia.org

Кто на войну, а кто в музей

Советская БМП-1, едва пройдя испытания, туту же была проверена в настоящих боевых операциях. В 1968 году она хорошо себя зарекомендовала в операции «Дунай» (ввод союзных войск в ЧССР). В дальнейшем эта машина принимала участие практически во всех конфликтах второй половины XX века. Даже сегодня она стоит на вооружении более чем тридцати стран.

Что же касается ее заклятой подруги «Мардер», то эта фешенебельная красавица на войну не ходила, а мирно позировала на выставках, спала в музеях и отдыхала в гаражах мотопехотных частей и подразделений Германии, Индонезии и Чили. Правда, ее модернизированная последовательница побывала в боевой командировке с 2009 по 2010 гг. в Афганистане. Кстати, и по продолжительности жизни советская пехотная «доярка» оказалась куда живучей немецкой конкурентки – БМП-1 серийно выпускали без малого 13 лет, а первая «Мардер» протянула всего шесть.

И все же обе машины не канули в лету, а стали началом серии модификаций, которые существенно улучшили боевые и защитные возможности БМП, сохранив тем самым немало простых пехотных жизней.






ВГТРК опровергла гибель Евгения Поддубного: журналист жив, но находится в тяжелом состоянии
Ахтунг! Ахтунг! В небе Покрышкин!