«Я найду тебя, папа!»: 30 лет австрийка ищет в России своего отца Михаила

Элеонора Дюпуи

Элеонора Дюпуи, мечтающая отыскать в России своего отца, предпочитает иную формулировку: «дети Победы» или «дети освобождения». У себя на родине она организовала общество, которое помогает таким людям и даже внукам найти родственников в России.

Элеонора великолепно выучила русский, завела огромную базу контактов, неоднократно приезжала в нашу страну, участвовала в передаче «Жди меня» и других телеэфирах. Но ее собственные поиски пока не увенчались успехом.

В архивах говорят: у Дюпуи самый плохой вариант, какой только можно представить. У нее нет почти никаких сведений: ни фамилии, ни звания, ни даже фотографии отца. Все, что осталось, - это имя Михаил и хранимая в семье реликвия: зеленая салфетка, в которой русский солдат принес австрийской женщине такой дорогой в послевоенное время хлеб...

На днях в Историческом обществе прошла премьера документального фильма Натальи Спиридоновой с трогательным названием «Я найду тебя, отец». В центре внимания - не только Элеонора, но и ее семья, ее друзья и ее отец, поиски которого стали смыслом жизни.

Настоящее богатство

Мать почти ничего не знала об отце Элеоноры. Только то, что он из Калинина, нынешней Твери. (Название города она обвела на стареньком атласе.) Фамилия красноармейца была непривычной для австрийского уха. Вроде бы, Гроссман, но, может быть, Громанн или Кроман. Или вообще Громов...

Они познакомились летом 1945-го. У ограды сада, где работала Штефания, появились двое солдат и попросили воды. К концу войны положение женщины стало аховым. Муж погиб в автокатастрофе, один из братьев не вернулся с фронта. Восьмилетняя дочка на руках. В квартире поселили советских освободителей. Кругом - голод и разруха. Положение с продовольствием - ужасное. В то время норма хлеба на человека снизилась с 500 до 250 граммов.

«Элеонора
Каждый год 9 мая Элеонора приходит к памятнику Героям Советской армии в Вене 

К счастью, у Штефании был небольшой фруктовый сад, которым она рассчитывала прокормиться. Солдаты оказались совсем молодыми и ужасно улыбчивыми. Один из них, Михаил, говорил по-немецки чуть получше, чем товарищ, и даже сумел обаять маленькую дочь Штефании. Когда женщина вернулась со стаканом воды, увидела, как ее девочка увлеченно болтает о чем-то с русским.

В следующий раз Михаил пришел снова, и уже не с пустыми руками. Принес настоящее богатство: свой паек и хлеб, завернутый в салфетку. А потом предложил помощь в саду. Он был моложе Штефании лет на шесть, ему было около 30. (Значит, к скудной информации об отце прибавился еще год рождения. Примерно 1915-й.)

Расставание произошло стремительно. На войне Михаил был тяжело ранен в ногу. В очередной раз рана загноилась, началась гангрена, солдату грозила ампутация. Но перед отправкой в госпиталь он успел зайти и проститься. Больше они не увиделись.

20 апреля 1946 года у Штефании родилась дочь. В больнице Санкт-Петельна врачи дружно проигнорили женщину: в городе каждая собака знала, от кого у нее ребенок. Назло всем Штефания назвала дочь Элеонорой: ей казалось, что это полный вариант русского имени «Лариса». В год, когда советские войска ушли из Австрии, мама призналась наследнице: ее настоящий отец - боец Красной армии.

- Помню, я тогда подумала: «О, как интересно. Наверное, я особенная», - вспоминает героиня фильма.

Судя по всему, мать любила Михаила. И замуж больше так и не вышла.

Слезы на макушке

Вообще такую тему легче легкого превратить в агитку или плакат. Можно было рассказать об издевательствах, которые выпали на долю детей «советских оккупантов». Можно было напомнить о том, как быстро австрийцы забыли о том, как сами были захватчиками. Как местные старались не ходить там, где гуляют советские офицеры. Как в австрийских школах рассказывали исключительно о страданиях немецких солдат под Сталинградом, но никогда австрийским детям не сообщали о концлагерях с жуткими расправами над гражданским населением. И о том, что войну начали национал-социалисты...

Но стоит отметить деликатность и такт режиссера. Наталья Спиридонова не стала разделять людей на хороших и плохих. Все ее герои - удивительно светлые люди. Одна женщина искренне радуется, что ее сын похож на русского: «К нему уже несколько раз подходили на улице и говорили на русском языке». Пожилой мужчина вспоминает свое детство в 1940-х. Как во время праздников его брал на колени советский офицер и плакал, роняя слезы ему в макушку.

Внуки австрийки Дюпуи во время путешествия в Россию впервые в жизни увидели самовар 

Благодаря наработанной базе контактов Элеоноре удалось помочь многим австрийцам найти родственников в России. Некоторые из них побывали в нашей стране и до сих пор удивляются русскому гостеприимству и тому, что русские женщины не выходят на улицу без макияжа. «Там, куда мы приехали, только мы были без мейкапа», - улыбалась одна австрийская дама. Производит огромное впечатление история австрийца, который нашел своего отца по оттопыренным ушам на фотографии!

А в жизни Элеоноры произошел курьезный случай. Однажды с ней связалась некая Валентина из уральских Березняков и безапелляционно заявила: «Вы - моя сестра». Несмотря на то, что из скудных сведений не совпадало ничего, Валентина была уверена, что они с Элеонорой родственники, и настоятельно приглашала погостить.

Элеонора подумала: а почему нет. Приехала в Березняки к «сестре» и провела там несколько дней, обрадовав «родню», соседей и местное телевидение. Генетический тест оказался отрицательным. Но это ничего не изменило.

…От экрана невозможно оторваться, а в последние мгновения, когда идут титры, понимаешь, что эта незнакомая тебе Элеонора Дюпуи все-таки добилась своего. За час с небольшим героиня становится по-настоящему родной, русской, своей.