Как русские немцы выбирали себе жен и причем тут горчица

Площадь. Все здания сохранились, но в центре сейчас мемориал погибшим в Великую Отечественную воинам. А дома холостых братьев и незамужних сестер, что рядом с кирхой, объединили в конце 1940-х.

Горчицу в Россию завезли в XVIII веке, и она тут же стала модной при дворе. Бывший астраханский губернатор Никита Бекетов в своем имении Отрада под Царицыном обнаружил заросли дикой горчицы, семена которой каким-то чудом залетели сюда из Китая или Индии. Правда, порошок и масло из нее оказались невыносимо горькими. Тогда Бекетов выписал семена из английского Девоншира и французского Дижона, наладил бизнес по производству редкой приправы, но взял да помер.

Выгодное дело подхватили гернгутеры - немецкие поселенцы, обосновавшиеся в Поволжье. Они смешивали европейское растение с буйным степным до тех пор, пока не получили идеальное сочетание вкусовых качеств. Продукт так понравился Александру I, что он сразу прервал поставки английской горчицы - больно дорого обходилась, поскольку европейцы меняли приправу на наши корабельные сосны.

Поволжские немцы по фамилии Глич, владевшие перерабатывающей фабрикой, стали самой богатой семьей в округе. Импортировали горчицу от Северной Европы до Китая. После революции национализированный завод продолжит выпускать продукт и также продавать его за границу. Не остановился он даже во время войны, под бомбежками продолжая снабжать армию полезным горчичным маслом.

Потом предприятие расширили, и оно завалило горчицей и горчичниками весь Союз. А розничная продажа масла резко сократилась. Вот почему за пределами Поволжья и соседних регионов о нем мало кто знает. Хотя местные уверяют: простой летний салат из огурцов, помидоров и лука после добавления горчичного масла приобретает невероятный вкус. А если рыбу на нем пожарить - мм!..

В сентябре на территории немецкой колонии проводят горчичный фестиваль – с концертами, мастер-классами и дегустациями 

Вера и послушание

Разумеется, немцы эти дали своей новой родине не только горчицу. Однако прежде расскажу, откуда они взялись на берегах Волги.

Дело было так. Община лютеран из саксонского Гернгута, гонимых католической церковью, отозвалась на призыв перебраться в Россию. Екатерина II убивала двух зайцев: считала, что лишь просвещенные европейцы принесут культуру, а заодно заселяла дикие русские степи. Немцы же планировали распространять свое религиозное учение.

Привыкшие все решать по жребию, полагаясь на Божью волю, они написали на листочках названия предложенных им царицей регионов. Выпало Поволжье. Гернгутеры приехали и офигели: выжженная степь да калмыки по соседству!

Миссионерство, конечно же, не задалось: кочевники-буддисты веру свою не предали, православные купцы из Царицына и подавно. Зато земли переселенцы освоили. Город свой на берегу реки Сарпы назвали Сарепта. Распахали и засеяли степь. Организовали производства - свечное, пивоваренное, винное, хлебное, кузнечное, горчичное. Культивировали лечебные травы и врачевали всех в окрестностях.

Горчицу в Сарепте иначе как золотом не величают 

Разведали родники с минерализованной водой и протянули от них водопровод. Он, а также лифт, общественная библиотека, канализация, паровые машины на предприятиях - были первыми на юге страны, а то и во всей России. И грязелечебница на источниках, куда тянулась вся российская знать, тоже.

До конца XIX века они жили по строжайшим законам. Вера, послушание, трудолюбие, образование. В 14 - 15 лет дети после обряда конфирмации уходили из семей в дома холостых братьев и незамужних сестер.

Когда парень осваивал профессию и находил работу, он мог подать заявку на женитьбу. Пары выбирались… по жребию! На воскресной службе мальчик и девочка вытаскивали бумажки с именами. Пастор благословлял пару. Через месяц венчание - отказаться нельзя, разводы запрещены. Единственное вмешательство в Божью волю - разделение заявок от молодых и вдов или вдовцов, желающих повторно вступить в брак.

Площадь в 1846 г. Все здания сохранились, но в центре сейчас мемориал погибшим в Великую Отечественную воинам. А дома холостых братьев и незамужних сестер, что рядом с кирхой, объединили в конце 1940-х. 

Со временем колония, пережившая несколько пожаров и разорение после набега Емельяна Пугачева, начала приходить в упадок. Молодежь после обучения в Европе привозила новые идеи, нравы менялись. Ушли в прошлое браки по жребию, на предприятиях трудились наемные русские или калмыцкие рабочие, не соблюдавшие строгие правила. Грянула революция, перед которой зажиточные семьи успели бежать в Германию. Потом пришла война, и практически все немецкое население было сослано. Большинство из них потом уехало в Германию.

В Волгограде потомков тех сарептян - около 250. Восстановленная в 1995-м кирха исправно проводит службы по субботам и воскресеньям. А уцелевшие здания потихоньку реставрируют, сохраняя старинный оазис среди подступивших вплотную многоэтажек.

Буйный Йохан

- Несколько лет назад начала твориться чертовщина, - огорошила гид, когда мы спустились в подвал бывшей торговой лавки Сарепты. - Запертые двери открывались сами, отваливались кирпичи и штукатурка, мы заходить сюда боялись, и туристы наотрез отказывались. Вызвали экстрасенсов. Они и говорят: тут у вас дух какого-то Йохана хулиганит. Требует определенный сорт пива. Мы за голову схватились: такого нет, гернгутеры его 200 лет назад варили! Но делать нечего, сходили в магазин, купили современного, поставили ему кружку и закуску. Успокоился!

Деньги на бочку! 

После этого рассказа все мужчины группы кинули монетки на бочку, якобы закрывающую портал в прошлое. Прониклись.

Цена вопроса

По Сарепте можно погулять самостоятельно, тогда билет обойдется в 300 руб. Но на экскурсии интереснее, а дороже всего на сотню. Только нужно обязательно записаться заранее по телефону.

Расположен музей в Красноармейском районе Волгограда - самом отдаленном. Добраться туда из центра города-героя можно тремя путями:


Имей в виду