12 сентября 2023 года самолет Airbus A320 совершил аварийную посадку на пшеничное поле. Воздушное судно следовало из Сочи в Омск, когда экипаж подал сигнал тревоги. Как итог, посадка произошла без сопутствующих жертв, ни один из пассажиров не пострадал во время приземления. Однако скандал прогремел на всю страну, а вопросы по данному ЧП до сих пор остаются без ответов.
В результате проведенного расследования Росавиация выступила с рекомендацией рассмотреть вопрос о соответствии должностям летного директора и директора по качеству. Между тем журналистам из издания «Провинция.ру» удалось выяснить, что «к подготовке и использованию летного и технического состава «Уральских авиалиний» вопросы были и раньше». И при этом никаких строгих мер не предпринималось. Разговоры на эту тему зазвучали только после внезапной посадки А-320 в пшеничном поле.
Надо сказать, что никто не мог ожидать ЧП во время рейса Сочи – Омск минувшей осенью. Как минимум потом, что у КВС был налет почти восемь тысяч часов, и из них 3,5 тысячи — в должности командира. Однако случилось непредвиденное. При подлете к аэропорту назначения был зафиксирован отказ одной из гидросистем самолета, вследствие чего командир и принял решение сесть в Новосибирске, где находится ремонтно-техническая база «Уральских авиалиний». Позднее разные источники сообщали о том, что такие рекомендации дала компания. Пилот же был уверен, что топлива у самолета хватит до Новосибирска.
«Там были претензии к подготовке экипажей, а за это отвечает руководство. А то, что была рекомендация, это нормально. В Новосибирске – базовый аэродром компании, там техническая база своя и будет более качественный ремонт, поэтому ничего удивительно в этом нет, это правильно, как с точки зрения экономики и технических аспектов, это все возможно. Они не смогли правильно рассчитать», — рассказал пилот авиакомпании «Россия» Игорь Морозов.
Как оказалось, пилоты А-320 по какой-то причине не учли важный нюанс — программа посчитала топливо для полета в нормальном режиме, а в их случае условия были изменены из-за стойки шасси, которые не убирались после отказа программы. Выпущенные «колеса» повлияли на показания сопротивления, что, в свою очередь, ускорило трату горючего.
«То есть никаких тренировок и обучений в таких условиях с экипажем не проводилось. <…> Работа с экипажами в «Уральских авиалиниях» в плане безопасности полетов вызывала нарекания и раньше. В 2021 году при проверке физического состояния летного состава, выяснилось, что у один из командиров воздушного судна за месяц налетал 88 часов 25 минут, при предельной норме – 80. У второго пилота из другого экипажа «перелет» бы в 2 часа 45 минут. А ведь на заседании комиссии КВС, посадивший самолет в пшеницу, именно об этом говорил, что компания допускает нарушение санитарных норм. О том, что обучение экипажей вызывает вопросы», — подчеркивает источник.