В Америке разгорается гражданская война! Семнадцать штатов объединились с Калифорнией, Техасом и Флоридой и борются против действующей власти. Кругом разруха, электричество отключают, в людей стреляют, леса горят, дома рушатся. «Этой империи придет конец», - гласит надпись в трейлере. На премьерных показах фильма «Падение империи» от британца Алекса Гарленда в Москве не пропихнуться.
Ожидания большинства не оправдались. Народ уходил из зала в разочаровании. Ожидали ярких картинок крушения империи зла, а получили роуд-муви про журналистов.
- Ну тупые! - так может выглядеть самая короткая рецензия, сказанная голосом Михаила Задорнова.
Весь фильм нам показывают, как репортеры назойливо лезут под ноги воюющим и огребают. В лучшем случае - дубинами по лицам.
Режиссер Гарленд не удосуживается рассказать, из-за чего Америка разваливается на куски и на кого больше похож президент-диктатор: на Байдена или Трампа. (Между прочим, у американских зрителей по этому поводу разные точки зрения, и они там уже поссорились.)
Непонятно почему, но всем героям фильма ясно одно: «Вашингтон скоро падет, президент умрет вместе с ним, поэтому нет ничего важнее интервью с президентом».
Усатый корреспондент Джоэл (Вагнер Моур) и его подруга-фотограф Ли (Кирстен Данст) решают прорваться в столицу и взять интервью у свежеиспеченного президента, переизбранного на очередной срок. Предприятие очень опасное, поскольку в столице журналистов убивают и считают вражеской стороной.
Чуть менее чем весь фильм четыре всадника Апокалипсиса катятся по Америке (к двум журналистам набились еще двое: стар и млад). Пули свистят над их головами. Кругом - ужас и разруха. На картины разрушений режиссер не поскупился и выделил львиную долю бюджета, порядка $60 млн. Но ужаснее всего - внешний вид самой Кирстен Данст. Звезда «Меланхолии» и «Фарго-2» явлена миру в самом зачухоне: футболка замусоленная, волосы грязные, ни грамма косметики, один глаз больше другого, морщины - на весь большой экран.
Внешность Кирстен, кажется, единственная правда жизни на все длинное кино, которое профессиональные работники СМИ тоже в основном охаяли и разбранили.
- О боже! Как можно было так окарикатурить нашу работу, - обиделся один фотограф в соцсетях и обозвал дураками тех, кто фильм похвалил. Но бывает так, что собранные в кучу недостатки превращаются в достоинства. Режиссеру удалось высветить проблемы журналистской этики. То, что другим смерть, ужас и трупы, для фотостервятников - удачный кадр. Вовремя сфотографировать для них важнее, чем помочь.
- Мы не задаем вопросов, мы запечатлеваем происходящее, чтобы другие могли задавать вопросы, - учит героиня Данст свою юную коллегу, деловито снимая полуживых висельников.
Так и режиссер: снял, а нам размышлять, к чему были жертвы, стоила ли гибель друзей одного стремного снимка и пары глупых слов, сказанных умирающим президентом.
Отсылок к нашей стране в ленте хватает. Взять то, что Гарленд - поклонник фильма Элема Климова «Иди и смотри». А в одном из эпизодов молодая девчонка-журналистка почти цитирует Ольгу Берггольц, написавшую среди руин блокадного Ленинграда:
- Я никогда с такою силой, как в эту осень, не жила. Я никогда такой красивой, такой влюбленной не была...
Еще одно, но не такое явное. Своим зрелищем Гарленд противопоставил философию Канта, заявлявшего, что искусство спасет мир, и Достоевского, мягко говоря, не согласного с этой точкой зрения.
На первый взгляд, очевидно, что снимки героев никого ни от чего не спасают.
Но, с другой стороны, порой работа журналиста показана чем-то более значимым, способным соединить нравственный закон и звездное небо над головой.