Как кровью и потом зеков строили счастливое советское будущее
В 1920—х годах СССР взял курс на индустриализацию. Необходимо было превратить аграрную страну в промышленно развитую. Тем более что первая в мире социалистическая держава находилась в экономической блокаде и поставлять ей необходимое особо никто не собирался.
Но и граждане, едва оправившиеся от войн и революций, не стремились снова надолго покидать семьи и хозяйство и ехать неизвестно куда. И тогда был найден «гениальный» выход: использовать труд заключенных, число которых регулярно увеличивалось. А поскольку с рабами никогда не церемонились, многие глобальные стройки тех лет имели поистине кровавую историю.
Магнитка
Построить металлургический завод у горы Магнитной, на Урале, было задумано ещё до революции. Но непосредственно возведение началось в рамках первой пятилетки. В январе 1929 года стартовало строительство Магнитогорского металлургического завода.
В 1930 году власти заключили соглашение с американской компанией Arthur McKee о проектировании завода. В начале 1932 года заработала первая домна Магнитки. Запуск комбината был осуществлён в рекордно короткие сроки, учитывая то, что большая часть работ осуществлялась вручную. Понятно, что цена таких скоростей была запредельно высокой.
На строительстве трудилось большое количество заключённых. А «три богатыря», которые стояли у истоков Магнитки, - управляющий Магнитостроем Гугель, начальник коксохимстроя Марьясин и начальник треста Магнитостроя Валериус – были расстреляны в конце 30-х годов.
Днепрогэс
Строительство крупной электростанции на Днепре стало важным этапом реализации ленинского плана электрификации страны (ГОЭЛРО). Работы начались весной 1927 года, а в октябре 1932 года ГЭС была запущена. Для станции в США было закуплено 5 генераторов и 9 турбин.
Благодаря плотине электростанции уровень воды в Днепре повысился на 50 метров. Это позволило открыть морским судам путь на Киев. Днепрогэс обеспечил энергией крупный промышленный район с металлургическим и машиностроительным производством. В 1969—80 годах построен блок Днепрогэс-2.
Начало строительства сопровождалось высокой текучкой кадров, в неофициальных источниках писали, что надо нанимать пятерых – из них останется один. В бараках не было питьевой воды, не хватало сена для матрасов, обедали поартельно и при этом пользовались одной ложкой.
Беломорканал
Беломорско-Балтийский канал, носивший до 1961 года имя Сталина, был открыт 2 августа 1933 года. Общая протяжённость канала — 227 километров. Инфраструктура Беломорканала – это не только 19 шлюзов, но ещё 15 плотин, 12 водоспусков, более 50 дамб и рабочие посёлки.
Строительство канала было остро необходимо. Он должен был соединить Белое море и Онежское озеро и дать стране выход на Балтику, без огибания кораблями Скандинавского полуострова. Об этом думал еще Пётр I. Но осуществили его замысел большевики, героически и жестоко.
Строительство началось осенью 1931 года и было завершено в рекордно короткие сроки. Работы велись в основном вручную, участвовало в них свыше 100 тысяч заключённых.
Среди них были инженеры и чертежники. Тех, кто не имел подходящих мозгов, использовали как рабов. Они рыли канал по пояс в грязи. Тех, кто умирал, заливали в бетон прямо в ямах. Смертность при строительстве иногда достигала 700 жертв в день.
Байконур
Проект секретного «Научно-исследовательского испытательного полигона» был утверждён в 1955 году. Строительством первого и самого большого в мире космодрома Байконур занимался стройбат и гражданские специалисты. Спустя 2 года круглосуточной работы, объект был готов. Первый пуск с космодрома состоялся через 10 дней, после сдачи.
С Байконура отправлялись в космос советские луноходы, Белка и Стрелка и, конечно, первый космонавт – Юрий Гагарин. Космодрому до сих пор удаётся оставаться одним из лидеров отрасли по количеству пусков.
БАМ
Байкало-Амурская железнодорожная магистраль – одна из крупнейших в мире. Основной участок Тайшет — Советская гавань строился с огромными перерывами с 1938 по 1984 год. Общая протяжённость дороги – 4300 км.
Чтобы соединить города Тайшет и Комсомольск-на-Амуре (еще одна «стройка века»), уже со строительства Беломорканала были направлены зэки. В 50-е годы на сооружении будущего БАМа трудились до 50 тысяч подневольных людей. От Читы до Хабаровска простирался созданный БАМлаг; людей там кормили похлёбкой из мороженой рыбы и булкой хлеба – это паёк на день. Исследователи утверждают, что каждый метр магистрали оплачен одной жизнью.
Этап активного сооружения путепровода начался в 1974 году. Трудности со строительством были связаны с тяжёлыми климатическими и геологическими условиями. Один из наиболее непростых участков, Северомуйский тоннель, удалось ввести в постоянную эксплуатацию, благодаря новым технологиям, только в 2003 году.
Газопровод «Уренгой – Помары – Ужгород»
Экспортный магистральный газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород» был построен в 1983 году и до сих пор служит для поставки российского газа в Западную Европу.
Строительство трубопровода вызвало осложнение международной обстановки, так как сотрудничеству СССР и Европы были рады не все западные страны. Трубы необходимого диаметра, 1420 мм, в Советском Союзе не производились, а поставлялись Западной Германией по сделке «газ-трубы». Средства на реализацию проекта выделили банки Японии и ФРГ под прибыль от будущих поставок. Официальное открытие газопровода прошло во Франции в 1984 году.
Протяжённость газопровода «Уренгой — Помары — Ужгород» составляет 4451км. Он проходит через Уральские горы и более 600 рек, включая Волгу и Дон.
Справка: В 1930-50-х годах ГУЛАГ поставлял рабсилу на строительство Волго-Донского канала имени Ленина; Волжской, Жигулёвской, Угличской, Рыбинской, Куйбышевской и других ГЭС; Трансполярной магистрали, Кольской железной дороги, тоннеля на Сахалин, Печорской магистрали, автострад Москва – Минск, Нагаево – Атка – Нера и др. Города Комсомольск-на-Амуре, Советская Гавань, Магадан, Дудинка, Воркута, Ухта, Инта, Печора, Молотовск, Дубна, Находка были основаны и строились в основном силами ГУЛАГа.