Химическое оружие, разрывные пули и другие запрещенные способы убийства
Международное гуманитарное право (МГП) призвано регулировать способы военных действий, запрещать неоправданные зверства и ограждать людей, особенно мирных жителей, от ненужных страданий.
Существуют ограничения не только на виды и способы применения оружия, но и на поведение воюющих. Это логично: превосходство в оружии не обязательно играет определяющую роль на поле боя. Ужасные злодеяния совершались с помощью примитивных средств: руандийское мачете и камбоджийский молоток тому примеры.
Воевать красиво
Так, МГП запрещает:
- причинять физический вред противнику, если он бросил оружие и сдается;
- приказывать не оставлять никого в живых или угрожать так поступить;
- причинять противнику неоправданный вред при помощи оружия или боеприпасов;
- проявлять вероломство (притворяться, что намереваетесь вести переговоры или капитулируете, что выходите из строя из-за ранения или болезни, что являетесь мирным жителем или некомбатантом, что у вас есть статус, предоставляющий защиту);
- уничтожать или конфисковать собственность противника, если нет необходимости;
- нападать на незащищенные здания и населенные пункты;
- использовать геноцид, апартеид, террор, морить мирное население голодом;
- объявлять приостановленными или лишенными силы права подданных страны-противника;
- использовать мирных жителей против интересов их страны;
- грабить и мародерствовать.
При бомбардировке или осаде МГП предписывает воюющим сторонам не разрушать религиозные здания, памятники искусства, госпитали, университеты и больницы, если они не используются противником в военных целях.
Негуманное оружие
В Петербургской декларации 1868 года говорится о том, что использование оружия ради причинения вреда уже выведенному из строя противнику идет вразрез с принципами гуманизма. Именно эта идея лежит в основе запрета отдельных видов оружия.
Сегодня на нашей планете категорически запрещены к использованию следующие виды оружия и боеприпасов.
- Разрывные пули, а также пули, которые в человеческом теле сплющиваются или разворачиваются: их цель – не просто убить, но причинить ненужные страдания.
- Химическое, токсинное и бактериологическое оружие, отравленное оружие и яды – из-за неизбирательного действия и риска поражения мирных граждан.
- Оружие, производящее деревянные, пластмассовые или стеклянные осколки, которые нельзя обнаружить в теле человека при помощи рентгена.
- Искусственно вызываемые землетрясения, цунами и прочие экологические катаклизмы, способные негативно воздействовать на природную среду.
- Так называемые кассетные боеприпасы, рассыпающиеся при взрыве на суббоеприпасы – из-за опасности для мирных граждан.
- Противопехотные мины и мины-ловушки в одних странах запрещены полностью, а в других – в том числе в КНР, США и России – разрешены с некоторыми ограничениями: они должны быть маркированы как опасные предметы, обнаруживаться с помощью стандартных миноискателей, располагаться на ясно обозначенных минных полях или иметь механизм самоуничтожения.
Применение зажигательного оружия допускается с ограничением. Так, его нельзя применять против мирных объектов и уничтожения лесов – если в этих лесах не скрывается противник. Авиабомбы нельзя сбрасывать вблизи населенных пунктов. Лазерное оружие запрещается использовать в том случае, если оно разработано для лишения зрения.
Преступление и наказание
Все страны мира обязаны принять все существующие меры, чтобы при ведении военных действий эти запреты соблюдались. Ответственность за нарушения существующих правил несет все государство – даже если противоправные действия были совершены отдельным госорганами или должностными лицами.
Для стран, нарушивших нормы МГП, существуют два вида ответственности – политическая и материальная. Первая предполагает санкции (знакомое слово, правда?), сатисфакции и репрессалии. Вторая – это возмещение материального ущерба: реституция и репарации. Подобные обвинения в разное время предъявлялись Ираку, Ливии, бывшей Югославии. А первым человеком, которого должны были привлечь к суду по соответствующим обвинениям, был еще последний император Германии Вильгельм II после Первой мировой войны – впрочем, из этого ничего не получилось. Именно на основе принципов МГП был проведен Нюрнбергский трибунал 27 годами позже. Сейчас, к сожалению, обвинения друг друга в нарушении норм ведения войны сами по себе стали распространенным оружием дипломатических сражений.
Конечно, хочется надеяться, что в недалеком будущем прогрессивные умы планеты все же изобретут такой тотальный экспеллиармус, что оружия не останется вообще.
Ну хотя бы помечтать можно?