Как большевики отомстили сами себе за крейсер «Очаков»

Мемориальная доска в Мурманске. Фото: Wikimedia.org
Мемориальная доска в Мурманске. Фото: Wikimedia.org
Лучший крейсер русского императорского флота «Аскольд» после Октябрьской революции был пущен на металлолом по идейным соображениям

Сюрприз для японцев

Красавец-пятитрубник, бронепалубный крейсер «Аскольд» ворвался в гавань Порт-Артура и бросил якорь на рейде. Японские шпионы оторопели от такого сюрприза – они совершенно не предполагали, что у русских в запасе имелся мощный, быстрый и маневренный современный корабль. «Аскольд» был построен в Германии по индивидуальному проекту и превосходил по скорости и артиллерийскому вооружению однотипные крейсера японского флота. Опасения японцев подтвердились уже в первой морской стычке. 11 февраля 1904 года «Аскольд» вместе с крейсерами «Баян» и «Новик» успешно участвовал в перестрелке с четырьмя японскими крейсерами. Потом задал жару японцам, прикрывая постановку мин русскими эсминцами возле Порт-Артура. И самым ярким подвигом русско-японской войны, конечно же, стал знаменитый прорыв крейсера из Порт-Артура во Владивосток.

Крейсер «Аскольд». Фото: Wikimedia.org
Крейсер «Аскольд». Фото: Wikimedia.org

Первая мировая

Следующие подвиги на море крейсер совершил уже в годы Первой мировой войны в Средиземном и Черном морях. Особою роль крейсер выполнял во время Дарданелльской операции. «Аскольд» вошел в 6-ю эскадру союзного флота под командованием французского контр-адмирала Гепратта и не давал германским кораблям даже приблизиться к проливам. Едва завидев его дымы, вражеские корабли ложились на обратный курс и спешно уходили в открытое море. Также крейсер принял участие в операции союзного флота у побережья Болгарии и в высадке союзного десанта, занявшего греческие форты на мысах Кара-Бурну и Тузла.

В марте 1916 года «Аскольд» прибыл в дружественную Францию, чтобы провести ремонт на заводе «Форж э Шантье» в Тулоне. Однако в экипаже существовала революционная ячейка, члены которой решили лишить ненавистное царское правительство мощного судна. С помощью бикфордова шнура злоумышленники подожгли порох в гильзе одного из орудийных патронов, чтобы спровоцировать взрыв. Гильза разлетелась, но снаряд не взорвался. Утром после взрыва арестовали 28 человек, позже еще 49. В итоге следственная комиссия обвинила в причастности к взрыву восемь человек, и 10–12 сентября состоялся суд, приговоривший четырех матросов к смертной казни; еще 113 человек в тот же день отправлены в Россию. Впоследствии большевики не простили крейсеру этот эпизод в его биографии.

Крейсер «Очаков» на советской почтовой марке. Фото: Wikimedia.org
Крейсер «Очаков» на советской почтовой марке. Фото: Wikimedia.org

Параллельным курсом

Теперь перенесемся на несколько лет назад. Крейсер «Очаков», хоть и был собратом «Аскольда» по классу, все же уступал ему и в скорости, и в вооружении. Да и экипаж на нем подобрался не такой твердый. Поэтому агитаторы нашли здесь отличную почву для своих революционных идей уже в 1905 году – на крейсере вспыхнул мятеж, который возглавил лейтенант Петр Шмидт. С революционерами и их кораблем поступили радикально – просто расстреляли его из орудий береговых укреплений. Так новый крейсер, едва спущенный на воду, оказался на ремонте в доках. Чтобы стереть память о революции, его переименовали в «Кагул». Забавно, что в тот же день настоящий крейсер «Кагул» получил имя «Память Меркурия», никогда не приносившее счастья русским кораблям.

В годы Первой Мировой войны крейсер ничем не отличился. Возможно, ему удалось бы добыть себе славу в нелегком морском сражении, но случилась революция. Корабль прибрали к своим рукам белогвардейцы и вскоре переименовали в «Генерал Корнилов». Когда последние батальоны армии Врангеля бежали из Крыма, экипаж крейсера поднял пары и ушел в Константинополь, а затем в тунисскую Бизерту.

Советская морская комиссия прибыла в Тунис, чтобы договориться о возвращении революционного крейсера. Но эти переговоры закончились неудачей, и корабль был продан местной фирме на слом.

* * *

Как ни странно, это предрешило и судьбу «Аскольда». Большевики очень внимательно относились к своим легендам. «Очаков» был для них символом революции и героизма, «Аскольд» – неудачи и гибели товарищей. Если белогвардейцы не отдали «Очаков» – пусть вместе с ним погибнет и «Аскольд», глаз за глаз. Заложенный когда-то в Германии замечательный крейсер, который еще вполне можно было восстановить, выкупили у захвативших его англичан и продали на его «историческую родину» на металлолом. Полученный металл был использован немцами для вооружения своей возрождавшейся армии, но это уже совсем другая история…






Американский конгрессмен поздравил свои ВМС фотографией атомного крейсера «Пётр Великий»
Самые провальные изобретения американских военных