Почему московские вагоновожатые переводят трамвайные стрелки ломом, как в XIX веке

7 апреля 1899 года в свой первый рейс вышел московский трамвай. Маршрут пролегал между Бутырской заставой и Петровским парком, тогда - в пригороде будущего мегаполиса. Хотя раньше электрическим рельсовым транспортом уже начали пользоваться жители Киева, Нижнего Новгорода, Курска, Орла, Казани. В Первопрестольной за его появление пришлось побороться. Держателям конок не хотелось пускать на дороги более технологичных конкурентов.

Бодались несколько лет. Против развития трамвайного сообщения в Москве выступили и местные власти. Они намеревались выкупить сеть конок у частников и не желали нововведений, которые могли этому помешать. Обер-полицмейстер Дмитрий Трепов лично возненавидел электрический транспорт: тот влегкую обгонял его конный экипаж, которым он очень гордился. Но прогресс победил. Вскоре линию продлили до Страстной площади и Тверской заставы, появились другие маршруты, и трамвай стал частью городского пейзажа. «Но по улицам через мосты он бежит, дребезжит и бодрится, и с горячей ладони Москвы все сойти не решится», пел о нем Окуджава.

Дорожная карта

  • 1907. Мытищинский, Коломенский, Брянский, Путиловский заводы, а также Русско-Балтийский вагонный завод выпускают первые вагоны.
  • 1911. 1 ноября на Садовнической линии прошла последняя конка.
  • 1921. Движение трамваев, остановленное из-за военных действий с 1917 года, возобновилось.
  • 1935 - 1936. На Сокольническом заводе впервые собрали двухвагонный цельнометаллический трамвай.
  • 1941 - 1945. Из столицы мобилизовали 800 автобусов для нужд армии, и нагрузка легла на трамвай.
  • 1947 - 1954 .На Тушинском авиазаводе выпущено 493 вагона «московских коробочек» МТВ-82, которые эксплуатировали до конца 1970-х.
  • 1958. Создание единого Мосгортранса.
  • 1959. Появились чешские трамваи Tatra. По дизайну, оснащенности и комфорту они превосходили наших. Но в мороз с вагонов слезла краска и растрескались элементы из резины. Пришлось дорабатывать.
  • 1990. «Чехословаков» сменили трамваи Усть-Катавского завода им. С. М. Кирова.
  • 1995. Трамвайные линии снимают на проспекте Мира, Масловке и др.
  • 2004. Прекращено движение по Ленинградке.
  • 2008. Закрыты линии на Лесной и Волоколамке.
  • 2021. Трамвай передан в ГУП «Московский метрополитен».
 

Первый в мире трамвай на электротяге построил русский инженер Федор Пироцкий в 1875 году - специалист смог заставить двигаться вагон от конки по рельсам. Эти разработки активно внедрялись за бугром.

Топ-10

Трамваи есть в 54 российских городах. По числу вагонов на душу населения и качеству путей рейтинг возглавляют:

  1. Коломна.
  2. Улан-Удэ.
  3. Краснодар.
  4. Пятигорск.
  5. Екатеринбург.
  6. Усолье-Сибирское.
  7. Санкт-Петербург.
  8. Нижнекамск.
  9. Пермь.
  10. Набережные Челны.

Ликсутов слукавил

Москва в списке «трамвайных» городов на 15-м месте. Вагоны бегают красивые, но вот пути ремонтируются плохо. Когда столичный трамвай передали под управление метрополитена, глава дептранса Ликсутов уверял: так будет лучше контролировать состояние трамвайных путей. Увы, слукавил. Конструкция стрелок остается допотопной - вагоновожатые продолжают переводить их… ломиком, как в XIX веке. На большинстве участков пути не обособлены, и трамваи ходят медленно. Пассажиры высаживаются прямо на проезжую часть. За последние 40 лет построено всего 1,5 км новых путей. Хотя спрос высок. Не нужно тратить время на спуск в метро, у трамвая много удобных остановок.

 

Въехать в историю

В популярных фильмах трамвай помогает передать атмосферу времени и создает настроение.

1. Самый популярный

Трамвайный вагон КМ 2170, он же «Аннушка», снимался в фильмах «Место встречи изменить нельзя» (1979 г.), «Покровские ворота» (1982 г.), «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987 г.), «Мастер и Маргарита» (1994 г.). Маршрут был запущен в 1911 году и пролегал по Бульварному кольцу (кольцу А). С 1989 по 2020 г. в районе Чистых прудов курсировала декоративная «Аннушка» - трамвай-трактир, под него приспособили чешскую Tatra. Но в 2021 г. вагон выставили на продажу и, не найдя покупателей, три месяца назад распилили.

2. Самый грузоподъемный

К 1980 г. трамвай в Москве потеснило метро. В Ленинграде до конца 90-х наземный вид транспорта считался основным - город на Неве называли самым трамвайным в мире. В комедии «Невероятные приключения итальянцев в России» (1973 г.) герои запрыгивают в грузовой трамвай Г-44 типа ГМ. Он был построен в 1926 г. и проработал до конца 1988-го. Последняя кинороль - в фильме «Брат» (1997 г.).

3. Самый вместительный

В «Стариках-разбойниках» (1972 г.) герои Юрия Никулина и Евгения Евстигнеева садятся в трехсекционный трамвай Gotha G4-61, выпущенный в ГДР. Съемки проходили во Львове: в конце 60-х - начале 70-х в в западной части СССР бегало множество таких. Они отличались повышенной вместимостью.

 

4. Самый светлый

Трамвай появлялся едва ли не в каждом фильме режиссера Алексея Балабанова. Не исключение - «Кочегар» (2010 г.). В нем снят вагон ЛМ-68, разработанный в Ленинграде и выпускавшийся до 1988 г. В народе его называли «Аквариум» из-за остекления на потолке. Такой трамвай ходил еще и в Горьком, Магнитогорске, Архангельске, Нижнем Тагиле, Саратове, Самаре, Череповце. Интересная деталь - касса самообслуживания. Помните такую?

5. Самый неправдоподобный

В «Иронии судьбы…» (1975 г.) мимо Нади, идущей по Ленинграду с купленным для Жени билетом, проезжает трамвай МТВ-82 - «московская коробочка». Это явный киноляп. Эпизод, скорее всего, сделали в столице. Есть и обратная мистификация: вагон МС-4 № 2424, появившийся в сериале «Мастер и Маргарита» (2005 г.), снят в Петербурге. В Москве таких вагонов не было.