Легендарный шахтер Алексей Стаханов умер в провинциальной психиатрической больнице
45 лет назад не стало Алексея Стаханова. Его имя прочно вошло в историю СССР и вдохновило многих людей на трудовые подвиги. Но, как часто это бывает, имя существовало отдельной жизнью от человека, о котором все постепенно забыли.
Новатор, любимец Сталина закончил свою жизнь в психушке. Всесоюзная слава и повышенное внимание руководителей страны сыграли с ним злую шутку: испытания медными трубами он не прошел. В его биографии вообще много темных пятен, которые раньше тщательно скрывали и не публиковали в газетах.
Даешь стране угля!
Стаханов родился на Орловской земле, в деревеньке Луговая в первых числах января 1906 года. Семья будущего Героя Соцтруда едва сводила концы с концами, и Андрейка – так по-настоящему звали Стаханова, - с малых лет батрачил на крестьян побогаче. В школу мальчик ходил только зимой, да и то всего три года.
Позднее шахтер вспоминал, что его мечтой было выспаться и поесть досыта. Поэтому, как только ему исполнилось 20 лет, молодой человек отправился на заработки в Донбасс. Тогда говорили, что шахтеры прилично зарабатывают и могут позволить себе хорошо питаться. Стаханов выбрал городок Ирмино Луганской области, в котором трудилось много его земляков. Андрея устроили на шахту «Центральная-Ирмино», названную когда-то в честь дочери владельца рудника Ирмы.
Сначала необразованного, но рослого и сильного парня поставили «тормозным», в его обязанности входило тормозить скатывающиеся по рельсам вагонетки с углем, которые тащили лошади. Затем Стаханов оказался впереди вагонетки: он стал «коногоном». То есть подгонял лошадей, тянущих вагонетки. И только после этого, когда парень освоился в забое, ему доверили кирку.
С киркой и лозунгами
Говорят, что «Центральная-Ирмино» была одной из самых отсталых шахт. В ней не было электричества, из-за чего шахтеры работали не отбойными молотками, как, к примеру, в прогрессивной Горловке, а кирками. Естественно, выработка была небольшой, соответственно зарплата тоже. Но на шахте прошла реконструкция. И Стаханов получил свой отбойный молоток. Тогда же местный парторг Константин Петров начал бегать от шахтера к шахтеру и требовать рационализаторских предложений. В стране шла полным ходом индустриализация, для нужд которой требовалось много угля. Тем более, модернизацию рудника тоже нужно было как-то оправдывать.
Но по большей части мужики от парторга отмахивались. Тогда норма выработки за смену составляла около 7 тонн угля. В забое работали по несколько человек: сначала они вырубали уголь, а потом бревнами укрепляли своды шахты, чтобы не было обвала. Стаханов же предложил разделить труд: забойщика освободить от крепежа бревен, которые будут устанавливать его помощники. Решено было провести эксперимент. Правда, на роль новатора-рекордсмена парторг решил провести, как бы сейчас сказали, кастинг.
«Правда никогда не ошибается
Как и положено парторгу, Петров должен был обставить рационализаторскую инициативу по всем правилам. Для начала нужно было найти героя. Выбрали нескольких шахтеров, которые хорошо работали в забое. Однако один показался некрасивым, другой – старым, третий – политически неграмотным, четвертый – много пил, а пятый имел сомнительную биографию. Идеально подходил Андрей Стаханов – русский, из крестьян, всего добился тяжелым трудом, к тому же имел мужественный внешний вид.
И в десять вечера 30 августа 1935 года в забой спустился Андрей, парторг Петров, два помощника Стаханова, крепильшики бревен Гаврила Щиголев и Тихон Борисенко, начальник участка и редактор местной газеты.
Смена шахтера длилась 5 часов 45 минут. Стаханов не отвлекался на установку бревен и так быстро работал отбойным молотком, что его помощники за ним едва успевали. В результате Стаханов нарубил за смену 102 тонны угля против 7 тонн нормы. И за пять с лишним часов заработал больше 200 рублей.
Информация о рекорде тут же была опубликована в многотиражке и разлетелась по стране. В газете «Правда» быстро подготовили статью, в которой призывали равняться на Стаханова. Правда, расшифровали имя новатора неверно: А. Стаханов превратился в Алексея Стаханова. Существует легенда, что, когда об ошибке доложили Иосифу Сталину, тот заявил: «Правда» никогда не ошибается. Также есть второй вариант реакции вождя на ошибку в имени. Он сказал, что Алексей – хорошее русское имя, ему нравится. В результате Стаханову через несколько дней выдали паспорт с новым именем Алексей. И началась у него совсем другая жизнь.
Рекорды по-тихому
Сразу же после установления рекорда руководство шахты тут же распорядилось выделить Стаханову квартиру, установить в ней телефон и обставить всем необходимым, в том числе и мягкой мебелью. Также новатору предоставили бричку с кучером, выписали премию в размере месячного оклада. Портрет шахтера тут же поместили на Доску почета, а в местном клубе выделили два почетных именных кресла, чтобы Стаханов с женой мог посещать все представления и спектакли бесплатно.
Интересно, что рекорд в 102 тонны был побит через несколько дней. Уже 4 сентября Мирон Дюканов тоже из «Центральной-Ирмино» выработал 115 тонн за смену. А ведь Дюканов проходил как кандидат на роль рекордсмена, но партийный комитет шахты тогда смутили сомнения Мирона: он считал, что больше 20 тонн за смену добыть угля невозможно. И сам свои слова опроверг.
Стаханов уже 19 сентября сумел добыть 227 тонн. А главный конкурент Алексея Никита Изотов, работавший в шахте «Кочегарка» в Горловке, в начале 1936 года добился самого большого результата – 607 тонн за 6 часов. Кстати, именно Изотов организовал социалистическое соревнование, названное «изотовским движением». В своей шахте передовик открыл школу, где учил забойщиков как повысить производительность труда. Именно изотовское движение положило начало стахановскому. Правда, в отличие от своего коллеги, Стаханов в шахту после своих рекордов не спускался.
По прозвищу Стаканов
Алексей Стаханов стал завсегдатаем митингов и партийных собраний. Вскоре его отправили в Москву учиться в Промышленную академию, а потом и вовсе сделали депутатом Верховного Совета. Практически в одночасье малограмотный мужик из шахтерского забоя взлетел до руководящих высот. Естественно, ему предоставили квартиру в легендарном сегодня «доме на набережной» (ул. Серафимовича, 2) и машину.
Веселой оказалось и личная жизнь шахтера. В Ирмино он проживал с цыганкой Евдокией, которая родила ему двоих детей, а потом сбежала к милиционеру. А уже в столицу Стаханов приехал с молодой женой Галиной. Правда, девушке на тот момент было всего 14 лет! Сейчас первого стахановца пытаются обвинить чуть ли не в педофилии. Однако в оправдание Алексею можно добавить, что харьковчанка выглядела гораздо старше своего возраста. Да и родители вовремя подсуетились: чтобы жених не сбежал, они быстро выправили дочери документы, прибавив ей два года. А в 16 лет уже можно было выходить официально замуж.
Галя оказалась девушкой мудрой не по годам. Помогала Алексею учиться, пыталась сдерживать его буйный характер. Ведь Стаханова за пьянки и гулянки прозвали «Стакановым». Говорят, соседи по дому постоянно жаловались на шум, который устраивали гости в квартире шахтера, горланя песни под гармошку.
Он вечно влипал в пьяные драки, как-то разгромил ресторан «Метрополь». А еще ходили слухи, что его везли пьяного на очередную торжественную церемонию, а он уснул и обмочился. Сам Сталин пригрозил алкоголику и дебоширу: если не успокоится, то ему придется сменить знаменитую фамилию на более простую.
Так проходит слава
Несмотря на беспробудное пьянство Стаханов продолжал купаться в славе и признании и пожинать дивиденды. Он не знал ни в чем отказа. Говорят, как-то шахтер написал письмо самому Сталину с просьбой сделать ему ремонт в квартире и выделить новый автомобиль взамен старого. Так у новатора появились и новая машина, и шикарный ремонт, и деньги на строительство личной дачи.
Но все закончилось после смерти Сталина. В 1957 году Стаханова в течение 48 часов выслали в небольшой городок под Донецком на невысокую должность.
Существует две версии, из-за чего Никита Сергеевич Хрущев избавился от шахтера. Говорят, в Москву приехала французская делегация, которая во время общения с Первым секретарем ЦК КПСС высказала желание пообщаться с именитым рекордсменом. На что Никита Сергеевич сказал, что Стаханов живет на Донбассе и добывает уголь. Уже после встречи с французами Хрущева просветили, что Стаханов прекрасно себя чувствует в Москве. И после этого шахтера выслали из столицы.
По другой версии: Хрущев разговаривал со Стахановым, и в пылу разговора сказал: «Ты поймешь меня как шахтер шахтера». На что тут же получил грубый ответ: «Да какой ты, к чертям, шахтер!». На самом деле Стаханов был прав: Никита Сергеевич родился в семье шахтера и работал на шахте, только слесарем. Уголь он никогда не добывал.
Семья Стаханова за ним не последовала. Алексей долгое время снимал маленький номер в дешевой гостинице, а потом ютился в общежитии при шахте. Он пропил все, что у него было. Как-то его нашли под забором и затащили в комнату, где он жил, и ничего, кроме ржавой панцирной кровати и пустых бутылок, не обнаружили.
Пьянство обострило многие болезни шахтера. К тому же с возрастом он стал страдать рассеянным склерозом, у него нарушилась речь, частично пропала память. Поскольку с медициной в забытом Богом городке было плохо, то больного Стаханова определили в местную психушку, где работали квалифицированные неврологи.
Как-то Алексей Стаханов поскользнулся на шкурке от яблока, упал и ударился головой об острый угол стола. Через несколько дней легендарного героя-забойщика не стало.