Генеральный директор «Тесла Инжиниринг» Андрей Жарников: как создать предприятие, которому не грозит кризис и санкции
Андрей, в 2009 году вы основали компанию и, в дальнейшем, с нуля построили завод по производству электротехнической продукции. Как вы считаете, что помогло вашему заводу быстро стать прибыльным, его не коснулся кризис, а продукция пользуется большим спросом?
К моменту запуска завода у меня был опыт создания четырех компаний и запуска 11 проектов с нуля. Я занимался продуктовым ритейлом, риэлторской деятельностью, управлял строительно-монтажной и инженерной компанией, а также занимался закупочной деятельностью. Мне пригодился опыт управления другими компаниями и проектами. За это время, вокруг меня сформировался пул людей – специалистов в различных отраслях, с которыми я был знаком, моих коллег и сотрудников. Эти люди были готовы работать со мной и заниматься чем-то действительно перспективным и интересным.
С большей частью из них, я прошел длинный путь из маленького гаража до двух офисов и производственных площадок в двух города России. Мы не пошли по пути выпуска продукции «как у всех», мы долго разрабатывали и продвигали свой первоначальный продукт. Мы потратили порядка трех лет на его разработку, провели огромное количество презентаций, полевых испытаний и тестирований. В результате мы получили продукт, не имеющий аналогов в России, и запатентовали его.
Энергетическая отрасль является стратегической для любой страны. Продукция всегда востребована, вне зависимости от политических и экономических изменений. Это один из элементов моей стратегии при выборе ниши для бизнеса – большая потенциальная емкость рынка и максимальная устойчивость к основным рискам.
Наши конкурентные преимущества – инновационность продукции, ее высокое качество и конкурентные цены. Мы все время разрабатываем и предлагаем рынку новые товары. И практически все наши аппараты являются необслуживаемыми в течении всего периода использования. Что является нонсенсом для рынка электротехники России на данный момент.
Вы запатентовали четыре продукта. Какие коммерческие преимущества это дает вашей компании?
Было нелегко. Инженерные навыки, технические знания и опыт оказали большое влияние на то, чтобы это стало возможным. Было потрачено много времени на изучение продукции, производимой конкурентами, российских и иностранных патентов.
Много времени и сил было потрачено на то, чтобы вычленить в разработанной конструкции уникальный элемент, уникальное техническое решение. А затем очень правильно и грамотно описать, чтобы не было пересечений с другими патентами, и четко прослеживалась новизна решения. Оформление каждого патента заняло у меня 3-5 месяцев.
Наличие патентов показывает нашу экспертность, повышает престиж компании, также, благодаря этому, мы увеличиваем капитализацию компании. Компания, вкладываясь в наукоемкие решения и получая патенты на свои разработки, приобретает исключительные права на использование новых технологий, в нашем случае, на 10 лет. Это дает нам явное и весомое конкурентное преимущество.
Какие у вас дальнейшие профессиональные планы на компанию в России?
Очень хотелось бы, чтобы энергетическая отрасль в России получила второе дыхание. Я надеюсь, что мое желание разделяют большинство отечественных производителей.
Наша команда активно работает в этом направлении. Мы готовим к серийному производству еще 4 новых продукта. Обратная связь от рынка уже получена, и он их с нетерпением ждет. Мы проводим испытания и оформляем необходимые документы. Помимо этого, работаем над выводом нашей продукции на рынок ближнего зарубежья.
Сейчас вы задумываетесь над тем, чтобы расширять сеть заводов не только в России, но и запускать производство за границей. Как вы планируете расширяться за рубежом?
Да, можно сказать и так. Мы уже потратили много времени и сил на улучшение и оптимизацию многих наших производственных процессов. Но этот процесс не останавливается. Мы продолжаем внедрять различную автоматизацию, где это применимо. Я изучаю большое количество специализированной литературы и занимаюсь внедрением бережливого производства у нас на заводе.
На данный момент мы имеем стабильную бизнес-модель и понятную масштабируемую технологическую структуру. Этого достаточно, чтобы начать экспансию за пределы России. Заводы, аналогичные нашему, могут оказать существенную роль на энергетическую отрасль в тех странах, где они могут быть открыты. Так как продукция, выпускаемая на них будет востребованной, конкурентоспособной, инновационной.
Завод, аналогичный нашему, с использованием нашей методики запуска, может быть открыт за год плотной работы. В первую очередь, наши интересы направлены в сторону стран Северной Америки и Азиатско-Тихоокеанского региона. Туда, где мы наблюдаем отраслевой рост.
Андрей как эксперт и автор научных статей с обзором современных тенденций на мировом рынке электротехнической продукции, скажите, что сейчас переживает рынок ?
Во многих странах наблюдается подъем отрасли.
Во-первых, после застоя, вызванного коронавирусом. Многие производства по всему миру активно восстанавливаются и развиваются. Энергоемкость в странах начинает расти.
Во-вторых, в странах Северной Америки (США, Канада, Мексика) сети требуют обновления. Так как большая часть электрических сетей имеют возраст более 20 лет и подвержены природным воздействиям. Стареющая система уязвима для сильных штормов, увеличивается количество аварийных отключений, пожаров на станциях.
В-третьих, в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где проживает более половины населения Земли, наблюдается существенный экономический рост. Так, по оценке аналитиков, к 2040 году, в некоторых местах этого региона, спрос на энергию увеличится до 80% за счёт увеличения производств по всему миру. И это потребует новых современных решений.