Загадка Останкинской башни: главная тайна самой грандиозной стройки XX века
Изначально телебашню хотели поставить в московском районе Черемушки - глинистая почва вперемешку с камнями на северо-востоке столицы казалась слишком неустойчивой. Однако инженер Николай Никитин из Института экспериментального проектирования убедительно доказал: многотонную махину выдержит фундамент, заложенный на глубине всего четырех метров. Он предложил построить башню из железобетона, что до него никто не делал, и поставить ее всего на четыре опоры. Опор в итоге стало десять - лепестки-«ножки» сделали основание похожим на перевернутую лилию.
Как полукилометровая башня столько лет не падает? Секрет - в рациональном распределении веса: благодаря массивной нижней части останкинская красавица стоит как влитая.
Чтобы защитить бетон от растрескивания, внутри ствола башни натянуто 145 стальных тросов. Технология называется «метод предварительного напряжения бетона». С годами этот материал становится только крепче и может выдержать землетрясение до восьми баллов.
Создателя башни спрашивали: почему она не носит его имя - как Эйфелева или Шуховская? Он лишь скромно отмахивался. Но друзья и коллеги называли его детище ласково: «Николаевна».
Как только Останкинская начала работу, проектировщику посыпались заказы со всего света. В Багдаде пожелали возвести телебашню высотой 720 метров. «Я становлюсь монополистом», - шутил Николай Васильевич. Но ушлые американцы успели воткнуть посреди минаретов телескопическую стальную «иглу».
Следующий нестандартный заказ пришел из Японии - намечалось возведение жилого здания высотой 4 тысячи метров. Идея показалась Никитину заманчивой: это же 500 тысяч человек можно разом расселить! Советский Союз тогда массово застраивался хрущевками, и, если бы с японцами все получилось, города-башни могли бы появиться и у нас.
- Построим капиталистам эту башню - пусть смотрят и удивляются, на что наш народ способен, - посмеивался Никитин.
Но японцы пошли на попятную. Сначала снизили высотность до двух тысяч метров, потом до 300. В итоге совсем остыли. А «Николаевна» так и осталась самым высоким зданием в арсенале нашего проектировщика.
Ему принадлежат и другие не менее грандиозные проекты: монумент «Родина-мать» в Волгограде, здание МГУ, стадион «Лужники». Большинство московских высоток стоят на «никитинских фундаментах». Этого выдающегося человека не стало в 1973-м. Покоится он в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 7). На мраморной стеле выбиты слова: «Инженер Н. В. Никитин».
- Общая высота - 540 м.
- Фундамент - 4,5 м.
- Масса с фундаментом - 51 400 т.
- Радиус уверенного приема телевизионного сигнала - 110 - 120 км.
- Около 10 лет после завершения строительства Останкинская башня считалась самой высокой в мире. Сегодня это самое высокое свободно стоящее сооружение в Европе.
- Авторы проекта: главный конструктор Николай Никитин, архитекторы Дмитрий Бурдин и Леонид Баталов.
Цитата
Создатель башни Николай НИКИТИН:
- Я не хвастун и не честолюбец, но, ей-богу, хорошо при жизни увидеть эту постройку. Вы поднимались наверх? Нет? Советую. Я сам бываю там как на празднике.
Всегда на высоте
- Останкинская телебашня входит во Всемирную федерацию высотных башен. Попасть в почетный список могут только те, где есть обзорные площадки. Существует даже особое направление - башенный туризм.
- В психиатрии есть термин «батеофобия» - страх высоты и высоких сооружений. После возведения Останкинской телебашни московские психиатры зафиксировали появление навязчивых страхов перед этим сооружением. Проявляется фобия в тошноте и головокружении, которые возникают, даже если просто взглянуть на изображение «иглы».
- В ресторане «Седьмое небо» повара не готовят - только разогревают то, что поднимают снизу. Средний чек - 1,5 тысячи рублей. Для сравнения: в высотном ресторане, расположенном на 62-м этаже башни «Федерация» в Москва-Сити, легкий перекус обойдется минимум в 2 тысячи.
Только факт
- При строительстве телебашни задействовали один из первых в мире лазеров. Его использовали для контроля отклонения сооружения.
Прикинь!
- Фантастические фильмы «Солярис», «Через тернии к звездам», «Гостья из будущего» снимались в останкинских «космических» интерьерах.