Молодой человек, однажды прикрывшись "белым" билетом, откосил не только от армии, но и от жизни
ПСИХУШКА: одни здесь лечатся, другие прячутся |
Два года назад суд заочно признал 44-летнего москвича Александра МАЛЫШЕВА недееспособным. В результате он практически лишился жилья и возможности устроиться на мало-мальски приличную работу. Все эти неприятности случились с ним из-за диагноза, который он получил по собственной инициативе 25 лет назад. Теперь Александр пытается с помощью правозащитников доказать, что психически здоров.
В детстве, как и все мальчишки, Саша любил играть "в войну". Его сверстники стреляли из игрушечных автоматов. А ему, 12-летнему пацану, хотелось бабахнуть по-настоящему. Однажды он даже взорвал самодельное взрывное устройство в школьном дворе. За плохое поведение его вызвали на комиссию по делам несовершеннолетних. По заведенному в те времена порядку с малолетним хулиганом беседовал психиатр. Мальчик рассказал врачу о своей дерзкой мечте - придумать машину, с помощью которой можно передавать мысли на расстоянии. Тогда в его медицинской карточке и появилась двусмысленная запись: "возможны патологические черты характера". Кто знал, что эта врачебная ремарка со временем превратится в диагноз?
Псих по собственному желанию
В 78-м году Саша учился в энергетическом техникуме. Как и всем ребятам призывного возраста, ему прислали повестку в военкомат. К тому времени он стал крепким парнем ростом под 1 м 90 см и медкомиссия рекомендовала его в десантные войска. Однако его детская любовь к военным играм давно угасла.
ЖЕНА АЛЕКСАНДРА: немало намучилась со своим супругом |
- Саша не терпел воинской дисциплины, к тому же наслушался рассказов про армейских "дедов", так что стал искать способ уклониться от службы, - рассказывает Ольга Люблинская, жена Малышева. - Тогда он вспомнил о давней записи в медицинской карточке и решил "косить" под психа. Далеко ходить не пришлось. В 6-м доме по Мосфильмовской улице, где жил Александр, на первом этаже располагался психоневрологический диспансер №1. Парень, как и в детстве, стал увлеченно рассказывать врачу, что изобретает машину, передающую мысли на расстоянии. Доктор выслушала и попросила ответить на вопросы специальных тестов. Парень смекнул, что в этом случае может говорить душевнобольной человек. Из кабинета он вышел с направлением на госпитализацию в знаменитую лечебницу им. Кащенко (ныне больница им. Алексеева). Два месяца он "отдыхал" на больничной койке, лекарства не принимал, но в итоге получил заветный "белый" билет. Правда, через 15 лет Малышева сняли с учета.
Безотказный метод
К 1996 году Александр основал небольшое собственное дело - торговал на радио-рынке, ремонтировал аппаратуру... Все шло хорошо, но, как это случается со многими предпринимателями, у него возникли проблемы с налоговой инспекцией. Испугавшись, что дело может обернуться большими неприятностями, он решил подстраховаться и опять пошел проторенной дорожкой - в родной психиатрический диспансер №1. - У Малышева сложные отношения с сестрой, - говорит Любовь Белокобыльская, сотрудница Гражданской комиссии по правам человека. - Узнав, что ее брат встал на учет в психоневрологический диспансер, она обратилась в суд с ходатайством о признании его недееспособным. Судья вынесла решение, опираясь только на представленные медицинские заключения. Даже не взглянув на Малышева. Это, на наш взгляд, явное нарушением правовых норм. Сестра стала официальным опекуном Александра. И теперь ее забота о родственнике выражается в том, что она попросту не пускает его в квартиру, где они оба прописаны. Сейчас Гражданская комиссия добивается восстановления законных прав Малышева, который, по словам его жены, проклинает тот день и час, когда ему пришло в голову искать убежище от армии в психушке.
Ольга ХОДАЕВА
Кстати
Настоящие душевнобольные ненавидят здоровых парней, которые легли в больницу с целью откосить от службы. Как правило, эти крепкие ребята охотно помогают санитарам наводить порядок среди буйной братии. За это психи мстят горе-призывникам, тайком подбрасывая им в тарелки свои лекарства.