От чашки кофе к собственной компании или как стать востребованным маркетологом — путь Марии Гринёвой
Профессия маркетолога вошла в топ-3 востребованных направлений онлайн-образования по итогам первого квартала 2023 года, сообщает портал GeekBrains. Интересные проекты, высокий заработок и быстрый карьерный рост - все это сформировало вокруг маркетинга с одной стороны ажиотаж, с другой - огромную конкуренцию. Как реализовать себя в профессии мечты на все 100 и войти в топ лучших специалистов? Ответ на эти вопросы знает выдающийся маркетолог Мария Гринёва. Она прошла путь от рядового сотрудника до руководителя проектов в крупнейших международных корпорациях, основала собственную компанию, клиентами которой сегодня становятся лидеры российского рынка, и теперь обучает этому ремеслу будущих маркетологов в РАНХиГС.
С чего начинается маркетинг?
История успешного маркетолога Марии Гринёвой началась с чашки кофе. Будучи студенткой, она задумалась: почему клиенты “Старбакса” согласны платить за напиток больше, чем в любой другой кофейне? Вопрос захватил ее, она решила разобраться и стать причастной к созданию продуктов, которые также нравятся людям. Обучаясь в Финансовой академии, она успешно защитила диплом на тему антикризисного маркетинга и окончательно решила связать свою жизнь с этой сферой.
Второе образование в сфере маркетинга Мария Гринёва получила в Британской высшей школе дизайна. Во время учебы вместе с коллегами они реализовали масштабный маркетинговый проект и заняли первое место в конкурсе студенческих проектов института. Заметив ее выдающиеся способности и умение работать на результат, одна из коллег Гринёвой тут же рекомендовала ее на должность в международной компании “Медтроник”, которая, согласно данным международного портала для поиска работы LinkedIn, входит в список 50 лучших работодателей для развития карьеры.
“Крупные корпорации - это школа жизни, - рассказывает Гринёва. - Это и обучение нон-стоп, и другой язык, и огромное количество коммуникаций, продуктов, людей, рынков, и профессиональные трансформации и, конечно, стремительный рост”.
Медтроник - это американская технологическая компания, которая занимается разработкой, производством и продажей услуг, основанных на использовании медицинских устройств. Мария отвечала за 5 бизнес-направлений российского филиала, объем которых в то время составлял около 35% от всей выручки компании. По каждому из направлений она провела подробную аналитику продуктового портфеля, сделала развернутый конкурентный анализ, подготовила маркетинговые презентации, разработала продуктовые каталоги и рекламные брошюры и собрала демо наборы для торговых представителей в регионах. Работа Гринёвой не только улучшила качество ведения переговоров с клиентами, но и оказала огромное влияние на стратегическое развитие компании в целом.
Помимо этого, Гринёва инициировала разработку образовательной системы для отдела продаж. Она создала презентации, внедрила тестирование и провела 15 живых тренингов по всем 5 бизнес-направлениям, что не только значительно повысило квалификацию сотрудников компании, но и сплотило их, усилило командный дух. А общее улучшение качества обслуживания помогло увеличить продажи на 5%.
Вот так Марии Гринёвой удалось воплотить мечту и прикоснуться к созданию значимого бренда, в пользу которого потребитель всегда готов делать выбор, как и в пользу чашечки кофе из “Старбаркс”.
Учить других и развиваться самой
Маркетинг - это индустрия, находящаяся в постоянном развитии. Свежие тренды, инновационные инструменты, меняющиеся предпочтения потребителя - необходимо держать руку на пульсе, чтобы оставаться востребованным специалистом.
Поэтому Мария Гринёва в любое время стремилась учиться. Несмотря на успехи и заработанный авторитет, развиваться в рамках одной компании ей не хотелось. Маркетологу всегда нужны новые вызовы, новые люди и новые успешные кейсы, уверена эксперт, поэтому она решила перейти в другую крупную международную медико-фармацевтическую компанию - “Колопласт”, которая, по данным исследовательской организации PatientView, заслужила лучшую репутацию у пациентов во всем мире, а также вошла в топ-25 самых инновационных компаний в
Марию приняли в штат, и она сразу увидела, как улучшить работу компании. Маркетолог предложила новый проект, который позволил просчитать долю компании и конкурентов на рынке и разработать эффективный план развития продуктов, который увеличил продажи на 10%. Кроме того, вместе с директором по маркетингу Мария разработала рекомендации для медицинских работников в области нейрогенных дисфункций нижних мочевыводящих путей. Она организовала обучающие мероприятия и повысила осведомленность о методе периодической катетеризации. Такой подход помог значительно увеличить продажи устройств компании Колопласт.
“Жжение, которое не дает тебе спокойно сидеть и заставляет всегда хотеть чего-то большего, - так описывает Мария Гринёва свою страсть к инновациям. - Я люблю экспериментировать, тестировать новые инструменты и, самое главное, я не боюсь ошибаться, ведь за падением всегда следует взлет”.
Повышать ставки
Многие маркетологи, добившись определенных высот на карьерном поприще и хорошего заработка, останавливаются. Привычная рутина и достойная оплата труда делают ранее выдающегося специалиста заложником комфорта и заставляет прекратить развитие. Однако Мария Гринёва советует идти на риск и выходить за рамки своей привычной деятельности.
Карьерный рост, огромное количество благодарностей и наград от компаний, в которых работала Гринёва, вдохновляли ее и как будто подсказывали: пора браться за свое дело.
“Мне, как человеку, который искренне любит маркетинг, хотелось экспериментов, новых проектов и возможностей. И реализовать все это я могла именно в рамках собственного маркетингового агентства”, - признается Гринёва.
Мария открыла свою компанию - маркетинговая группа Escalator, где смогла реализовывать все свои идеи. Чтобы достигать быстрых и высоких результатов, Мария постоянно проходит обучение у наставников, на курсах и находится в окружении единомышленников в бизнес клубах. Например, она разработала и внедрила в свою компанию среднесрочную маркетинговую стратегию, что привело к увеличению продаж с 3 млн до 20 млн рублей, среднего чека со 100 тысяч рублей до 600 тысяч рублей и пожизненной ценности клиента (LTV) до 3 лет!
Кроме того, Мария внедрила эффективные меры по оптимизации бюджета и улучшению возврата инвестиций (ROI), используя при этом максимально эффективные рекламные методы и инструменты. Это способствовало снижению затрат на рекламу и увеличению эффективности рекламных кампаний, разработанных для привлечения новых клиентов. По сей день ROI в ее компании не опускался ниже 50%, в то время как в других компаниях маркетинговой индустрии этот показатель составляет в среднем 25%-30%.
Помимо инноваций, у Марии Гринёвой есть и другой способ повышения показателей. И это ее имя. Она стала настолько узнаваемым лицом индустрии, что лидеры рынка выстраиваются к ней в очередь, чтобы получить консультацию и комплексную помощь в развитии маркетинговой составляющей своего бизнеса. На сегодняшний день через компанию Гринёвой прошло более 70 корпораций из самых разных отраслей: оптово-розничные и производственные предприятия, B2B услуги, интернет-магазины, фешн бренды, онлайн-школы и многие другие. Среди ее клиентов популярный блогер-миллионник Лерчек, Фармацевтическая компания «Сотекс», крупный российский федеральный телеканал и многие другие. За феноменальный рост компании Escalator втрое вопреки любым кризисам, Мария получила престижную награду - кубок “Прорыв года” от бизнес-клуба Terra.
Делиться знаниями
Накопив знания и опыт, специалист может забыть о главном - обмениваться полученной за годы практики информацией с другими. По мнению Марии Гринёвой, это не просто повысит экспертность маркетолога, но и поможет “освободить место” для новых знаний.
За плечами Марии высшее образование, курсы, онлайн-школы, успешные проекты и фундаментальный опыт, который она сформировала благодаря упорной 10-летней работе в сфере маркетинга. И она охотно делится им с другими.
Мария понимает, чего не хватает в образовании маркетологов и знает, как это исправить. В 2022 году ее пригласили преподавать курс студентам РАНХиГС по дисциплине “Платформы бренд-билдинга”. Учить исключительно по методичке Гринёва считала неэффективным, поэтому внедрила в учебную программу свои авторские нововведения, сделав упор на практику. Это позволило студентам не просто усвоить знания о маркетинге, но и обрести опыт работы с реальными кейсами. Она включила в курс групповые проекты, мастер-классы от приглашенных экспертов индустрии и виртуальные экскурсии по ведущим предприятиям.
В результате студентов настолько заинтересовала эта дисциплина, что количество обучающихся групп увеличилось вдвое, а администрация университета решила ввести дисциплину Гринёвой в качестве факультатива и для других программ обучения.
“Мне нравится доносить знания о маркетинге, делиться опытом и с маркетологами, и с предпринимателями, и со студентами, - говорит Гринёва. - В какой-то момент, имея за плечами огромный опыт, ты наполняешься как сосуд, и чтобы освободить место для новых знаний, нужно поделиться с кем-то тем, что у тебя есть”.
Мария Гринёва активно делится своими знаниями не только со студентами. Ее коллега по цеху, PR-менеджер Роман Масленников, пригласил Марию написать рецензию на свою книгу, в которой он дает практические инструменты по созданию эффективной маркетинговой стратегии. Благодаря экспертизе Гринёвой и ее опыту использования самых передовых технологий в области маркетинга книгу удалось улучшить, сделав еще более значимой и полезной для читателей. Популяризировать эти ценные знания Гринёва считает очень важной задачей.
Опытом Мария делится и с предпринимателями. В начале 2023 года она основала курс для бизнеса “Отдел маркетинга за 4 месяца”, где руководитель бизнеса вместе со своим маркетологом могут получить новые знания и под наставничеством Гринёвой выстроить системно-комплексный маркетинг для достижения плана по продажам. Это стало новшеством, ответившим на запрос многих крупных компаний, ведь ранее обучающих курсов по комплексному маркетингу, где руководитель учится вместе с маркетологом, просто не существовало. Программа уже охватила более 1000 сотрудников обратившихся за помощью компаний, и останавливаться Гринёва не собирается. “Масштабирование и рост!”, - так выдающийся маркетолог говорит о планах на ближайших год.
“Как пишет Филипп Котлер и Питер Друкер, маркетинг – это то, с чего начинается деятельность компании, - объясняет Гринёва. - Разработать стратегию, которая не просто поднимет показатели в моменте, но и обеспечит долгосрочный рост компании, поставить ее “на рельсы” и отпустить в свободное плавание - вот моя миссия и миссия моей компании!”
Интересные проекты, яркие знакомства, огромные возможности для развития, - все это про маркетинг. Но чтобы оказаться в топе специалистов и получить от профессии максимум, необходимо быть готовым к вызовам, рискам, выходу из зоны комфорта, постоянному обучению и совершенствованию скиллов. Но если вас, как и Марию Гринёву, это не пугает - все обязательно получится!
Анна Попова
*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов