Как сложились судьбы единственной любовницы, супруги и детей Лаврентия Берии
В 90-е газеты дописались до того, что изнасилованных Берией женщин бросали в специальную камнедробилку, а полученный «фарш» спускали в канализацию. Нижнее же белье несчастных, уверяли сочинители, при аресте обнаружили у злодея в специальном сейфе.
Между тем достаточно ознакомиться со свидетельствами очевидцев, чтобы понять: Берия был достаточно примерным семьянином.
Известно лишь про одну его любовницу - Валентину Дроздову, родившую в 17 лет (в 1950 г.) от 51-летнего Лаврентия Павловича дочь Марту (девушка беременела еще раз - спустя два года, но по категоричному настоянию матери от плода избавилась).
- Это вранье распускал Хрущев, - вспоминал полковник КГБ в отставке Иван Малиновский. - Я работал охранником Лаврентия Павловича семь лет - с 1946 года по 1953-й. Не был он бабником! Да, женщин любил, но это нормально. Время от времени наведывался на улицу Горького, 8, где жила Валентина. Знакомые звали ее Лялей. Их связывали долгие отношения. Об этом не говорили вслух, но все вокруг знали, включая Нину Теймуразовну. Каждую весну она уезжала на воды в Карловы Вары, и Берия открыто проводил время с Лялей. Даже мог выйти с ней на улицу, прогуляться.
Без суда и следствия
Судьба Берии неизвестна - документы до сих пор засекречены. Судя по всему, сразу после госпереворота по приказу Никиты Хрущева его убили и полгода задним числом стряпали «документы». Про соблюдение законности забудьте, потому что:
- Генпрокурор СССР Григорий Сафонов категорически отказался подписать постановление об аресте. Его тут же уволили, заменив хрущевской креатурой - прокурором Украины Романом Руденко;
- при расстреле не было врачей, которые бы освидетельствовали смерть;
- в указе о лишении депутатской неприкосновенности от 26 июня есть ссылка на дело, открытое только (!) 30-го;
- в материалах нет отпечатков пальцев казненного, а вместо стандартного фото анфас и профиль - странный отретушированный портрет;
- в деле нет ни одного протокола очной ставки с его арестованными подчиненными, ни одной экспертизы, ни одного следственного эксперимента;
- 90% страниц - не подлинники, а машинописные копии без подписей следователей и Берии.
В печи крематория покойник ожил
Где похоронен Берия да и его ли тогда расстреляли или двойника, доподлинно неизвестно. Ходит легенда, что приговор привел в исполнение генерал-полковник Павел Батицкий. Вынув трофейный парабеллум, он якобы обратился к командующему Московским военным округом генералу армии Кириллу Москаленко:
- Разрешите мне, этой штукой я на фронте не одного мерзавца на тот свет отправил!
И.о. генпрокурора Руденко зачитал:
- Прошу привести приговор в исполнение…
Тело завернули в холстину и задвинули в крематорий. Но когда исполнители прильнули к стеклам печи, их обуял ужас. Покойник на огненном подносе вдруг задвигался, приподнялся и сел!
Всем показалось, будто Берия ожил. Успокоились большие начальники лишь, когда им объяснили, что трупу забыли перерезать сухожилия, и под воздействием температуры те начали сокращаться.
Однако куда исчез прах покойного, так и осталось тайной. Да и следов стандартного врачебного освидетельствования никто не находил.
Дело это очень мутное еще и потому, что член того самого «суда» - Михаил Шверник - много лет спустя признался Серго Берия:
- Я входил в состав трибунала по делу твоего отца, но его самого ни разу не видел!
Другой член суда - Николай Михайлов - повторил сыну то же самое. Предположив, что на самом деле вполне могли казнить кого-то другого. А настоящий Лаврентий Павлович скрылся за границей.
Незадолго до смерти в одном из интервью Серго сообщил, что агенты КГБ показывали ему фото отца… в Аргентине. Что тоже, конечно, какая-то фигня.
Разные судьбы
Жену Берии Нину и сына Серго тогда больше года продержали в одиночках Лефортово. Затем выслали в Свердловск, разрешив по истечении срока жить в любом городе, кроме Москвы.
Меньше чем за год до смерти, в 1990-м в возрасте 84 года вдова Лаврентия Павловича дала интервью, в котором полностью оправдывала его деятельность.
Судьба любовницы Дроздовой неизвестна. Говорили, будто женщина сожительствовала то ли с какими-то валютными спекулянтами, то ли со сценаристом Борисом Сааковым. Она умерла всего десять лет назад.
Ее дочь Марта вышла замуж за сына столичного градоначальника Виктора Гришина - Александра. Занималась кибернетикой, избегая публичности.
Сын Серго, женатый на внучке Максима Горького, устроился в секретное свердловское НПО «Автоматика». И под материнской фамилией Гегечкори вскоре вырос в успешного конструктора: разработка мощного ЗРК «Беркут» и ракет для подводных лодок - его рук дело. С Марфой Пешковой, горьковской внучкой, Серго развелся из-за измены. Адюльтер раскрылся случайно. Супруги прогуливались по городу, когда подбежала его любовница: не знавшая, что мужчина женат, она закатила скандал ревности…
Кстати, в соседнем с Ниной и Серго доме жил тогда едва окончивший институт юный Борис Ельцин.