Не все имена кораблей счастливые. Бывает, что один корабль станет образцом мужества, а его последователи превратятся в груду металла, так ничем себя и не проявив. Так случилось с именем «Меркурий».
Герой
Думаю, что многие знают или хотя бы где-то как-то читали о подвиге маленького русского восемнадцатипушечного брига Черноморского флота, команда которого 18 мая 1829 года не испугалась, а вступила в бой с самыми крупными и быстроходными кораблями в турецкой эскадре — 110-пушечным «Селимие» и 74-пушечным «Реал-беем». В этом бою юркий русский бриг нанес столько повреждений вражеским линкорам, что те были вынуждены выйти из боя и отказаться от преследования. Победа маленького брига в бою с двумя большими кораблями казалась настолько фантастической, что некоторые специалисты в военно-морском деле отказывались в нее верить. Английский историк военного флота Ф. Джейн, например, говорил: «Совершенно невозможно допустить, чтобы такое маленькое судно, как «Меркурий», вывело из строя два линейных корабля». За этот подвиг «Меркурию» были вручены Георгиевский флаг и штандарт, а царь Николай I собственным указом повелел, чтобы в составе Черноморского флота всегда был корабль с таким именем.
Подражание
Увы, копия всегда уступает оригиналу. История следующих «Меркуриев» оказалась отнюдь не такой славной. Первый последователь – парусно-винтовой корвет «Память Меркурия» воевал с контрабандистами и возил оружие различным повстанцам на Балканах. Однажды он сопровождал царскую яхту, на которой плыл император Александр II, но больше ничем в истории не отметился, а закончил свою жизнь в качестве… плавучей тюрьмы! Да-да, в конце XIX века корвет уже морально устарел, а поскольку корпус его был еще крепок, внутренние помещения переоборудовали в камеры. В качестве тюрьмы «Память Меркурия» прослужил до 1910 года, а потом был отправлен на слом. Совсем не героический исход корабля с героическим именем.
Пародия
Судьба третьего корабля тоже как-то не сложилась. Парусно-винтовой крейсер «Память Меркурия», позже переименованный в «Меркурий», отметился в первую очередь боями со своими же соотечественниками: во время революции 1905 года на Черном море отражал атаки миноносца «Свирепый» с его взбунтовавшейся командой на броненосец «Ростислав». Уже в 1907 году крейсер был выведен из состава Черноморского флота. Его хотели порезать на металл, но… забыли. Вспомнили о «Меркурии» лишь во время Первой мировой войны и разместили на нем штаб Минной бригады.
В 1918 году крейсер попал в руки моряков из Добровольческой армии и использовался как тральщик. Через год большевики подняли на нем свой красный флаг – на мостик крейсера заступили комиссары. Недолго они комиссарили – еще через полгода белогвардейцы вновь захватили корабль. Какие задачи он выполнял в это время, неизвестно, ибо масштабных морских сражений в те годы не было. Только в ноябре 1920 года врангелевцы окончательно бросили корабль, и на его флагштоке снова заалело кумачовое знамя.
Девятнадцать лет «Меркурий» шлепал по Черному морю в качестве транспорт-базы, пока нарком флота не отдал приказ порезать его на металлолом – через 32 года после первого такого приказа.
Вот и верь капитану Врунгелю – мол, как корабль назовете, так он и поплывет. Ничего подобного. Русский флот гордится подвигом брига «Меркурия» и совсем не помнит о судьбах корвета и крейсера. Потому что героизм нельзя клонировать, а под одинаковыми этикетками могут скрываться разные вина.