Как погиб знаменитый кораблик со шпиля Адмиралтейства

Фрегат «Орел»
Фрегат «Орел»
Все знают о том, что долгое время одним из самых высоких зданий Санкт-Петербурга было здание Адмиралтейства с его знаменитым золоченым шпилем. Все не раз видели и модель корабля, которая венчает шпиль – сами питерцы считают этот кораблик эмблемой своего города. Но что это за судно?

Здание Адмиралтейства было возведено в 1704 году по чертежам, подписанными самим Петром I, но, как ни странно, корабль на шпиле не имеет отношения ни к одному кораблю, построенному при императоре, считающемся основателем русского флота. Перед нами – памятник сыновей благодарности отцовским начинаниям. На шпиле красуется модель первого русского военно-морского фрегата «Орел», который был построен царем Алексеем Михайловичем.

Маленький, но грозный

Первая в истории России корабельная верфь была заложена по приказу Алексея Михайловича в 1667 году. Она была возведена в селе Дединово Коломенского уезда, на реке Ока. Отсюда и стартовал в свой недолгий путь первый русский военно-морской корабль: двухпалубный, трехмачтовый фрегат по образцу голландского пинаса, парусно-гребного судна. На известных рисунках выглядит он грозно, но на самом деле это крохотная по нынешним временам посудина: около 25 метров длины (6 классических «жигулей» в ряд), 6 метров ширины. На этом пространстве располагалось 58 человек экипажа (22 матроса и 36 стрельцов). Кстати, матросов пришлось нанимать за границей – своих еще не было. Специально для «Орла» были введены правила поведения команды на борту: 34 «статьи артикульные», первый в России регламент службы морских чинов. 19 мая 1668 года фрегат был спущен на воду, а через год, 16 мая 1669 года, ему было присвоено гордое имя «Орел» – в честь государственного герба.

Царь Алексей Михайлович «Тишайший»
Царь Алексей Михайлович «Тишайший»

Еще одна новинка – специально для флагов «Орла» была закуплена белая, синяя и красная ткань. Нет точных данных о том, в каком порядке они располагались, но судя по всему, именно отсюда ведет свое начало знаменитый российский триколор.

«Орел» был отлично вооружен: на него поставили 22 пищали калибром вплоть до 6 фунтов (т.е. стрелявшие ядрами весом 2,7 кг). Управлялись с ними те самые 36 стрельцов – их взяли на борт в районе Казани во время рейда корабля от Оки до Нижней Волги

Итак, село Дединово стало родиной первого российского военного корабля и военно-морского флага. В 1669 г. фрегат был переведен в Астрахань (из Дединово до Астрахани добирались Волгой около четырех месяцев) – предполагалось, что фрегат будет охранять русские торговые суда от разбойников на Хвалынском (Каспийском) море.

Сгорел или сгнил?

Дальше начинается загадка.

В это же время, с 1668 по 1670 годы, в России шло восстание крестьян и казаков под предводительством Степана Разина. Отряды Разина орудовали в районе Нижней Волги, фактически перекрыв основную водную артерию России.

В 1670 году Стенька Разин решил пойти войной на Астрахань. Навстречу разинцам были высланы корабли во главе с фрегатом «Орел». Легенда гласит, что при встрече с повстанцами стрельцы повязали корабельных начальников и перешли на сторону Разина. Фрегат «Орел» же был просто сожжен.

Всем хороша общепринятая версия, вот только непонятно, зачем стрельцам было сжигать плавучую крепость – даже если они не могли им управлять, мощные пищали на фарватере Волги точно не помешали бы Стеньке. К сожалению, историки не сохранили подробностей этого рейда, зато в архивах хранится акт списания казенного имущества – фрегат «Орел», находившийся в Кутумовой протоке под Астраханью, попросту сгнил. Качество обработки дерева для кораблей тогда оставляло желать лучшего. В руках мятежников корабль, скорее всего, действительно побывал, но воспользоваться им они не успели.

Жизнь после смерти

Хотя фрегат «Орел» не успел покрыть себя воинской славой, его историческое значение велико. С него началась история военного русского флота. В селе Дединове, которое сейчас относится к Луховицкому району Московской области, стоит памятник первому русскому военному кораблю.

Как уже говорилось, прообразом кораблика, венчающего шпиль Адмиралтейства, стал именно «Орел». Все три флага на мачтах кораблика выполнены из чистого червонного золота, а в носовой части корабля хранится личная буссоль (инструмент для измерения горизонтальных углов на местности) Петра I. В 1719 году кораблик был установлен на шпиле Германом ван Болесом, голландским самородком, внесшим огромный вклад в архитектуру юного города Петербурга.

Кораблик на крыше Адмиралтейства
Кораблик на крыше Адмиралтейства

Здание Адмиралтейства с тех пор пережило несколько перестроек, но ни один строитель не посягнул на блестящую находку «шпицного и плотницкого мастера» ван Болеса. Кораблик неизменно возвышается над градом Петра, и, даст бог, будет украшать собой шпиль Адмиралтейства еще многие века.





*включен Минюстом РФ в список физлиц-иноагентов


Тяжелый атомный ракетный крейсер «Адмирал Нахимов»: масштабы потрясают
Что тебе снится, крейсер «Аврора»? Удивительная история знаменитого корабля