Откуда вышла могущественная Волговская ОПГ
«Волговские» во времена «лихих 90-х» были одной из самых грозных банд страны. Группировка промышляла кражами, убийствами, рэкетом – и наводила ужас не только на Среднее Поволжье.
Вперед к истокам
Еще в 60-х город Тольятти назывался Ставрополем-на-Волге и представлял собой крошечный городок (7000 жителей), жители которого слыхом не слыхивали ни о каких преступных группировках. А в 1969 году вышло постановление о строительстве в стране огромного автозавода. Было решено строить его в Куйбышевской области в сотрудничестве с итальянским концерном «Фиат». Ставрополь-на-Волге был назван именем пламенного итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти; в городе началось строительство Волжского автомобильного завода – ВАЗ.
За считаные годы население города Тольятти выросло до полумиллиона – заводу нужды были работники. Буквально скопировав «фиат-124», на заводе произвели первые «жигули». Машины, выпускающиеся на новом заводе, пользовались огромным спросом – тем более что выбор у советских граждан был невелик.
Воровство на заводе, как и на многих советских предприятиях, процветало: реализовывать автозапчасти было выгодно. Однако истинный размах оно приобрело при развале огромной страны – в 90-е.
Золотая жила
ВАЗ акционировался в 1992 году; стали появляться фирмы, реализующие продукцию завода. Вскоре они привлекли внимание криминальных авторитетов.
Одним из первых стал недавно «откинувшийся» с зоны Александр Маслов. Именно он создал группировку, в которую входили Дмитрий Рузляев («Дима Большой»), Владимир Карапетян («Вова Армян»), Евгений Совков, Вадим Старцев. Собирались члены ОПГ в гостинице «Волга» – отсюда и название «Волговские».
Сначала бандиты получали дань с фирм, торгующих «жигулями», – но вскоре Маслов решил, что иметь свои посреднические компании гораздо выгоднее: тут тебе и имитация легального бизнеса, и открытые пути для финансовых махинаций.
Успеху группировки сопутствовали два важных фактора. Во-первых, тесная связь с сотрудниками органов внутренних дел; некоторые из них даже были членами ОПГ. Во-вторых, бесперебойная доставка оружия из Чечни: «Волговские» наладили весьма тесную связь с чеченской диаспорой в Тольятти.
Старцев и Карапетян создали сеть фирм; Рузляев и Совков озаботились подготовкой боевиков. В одной из разборок между местными ОПГ Маслова застрелили; его место тут же занял Рузляев. Ему удалось создать целый преступный конгломерат, поладив с другими криминальными «шишками»; в 1994 году местные бандиты контролировали ВАЗ целиком. Каждый «жигуленок», сходивший с конвейера, приносил доход бандитам. Поначалу это всех устраивало – но согласие длилось недолго.
Стрельба и кровь
Одной из «конкурирующих фирм» была Татарская ОПГ во главе с Шамилем Даниуловым. Когда стало ясно, что Даниулов решил идти с «Волговскими» в открытое противостояние путем боевых действий, Рузляев попросту вытеснил его с ВАЗа, переманив на свою сторону начальника транспортного цеха Юрия Болотова.
Последний принялся раскрывать «Волговским» тайники «татар», в которых находились краденые с завода запчасти. В итоге Болотова убил нанятый Даниуловым киллер – но это оказалось «Волговским» даже на руку: Рузляеву удалось поставить на его место своего человека.
В какой-то момент стали нарушаться отношения «Волговских» с чеченцами: Шамад Бисултанов, депутат парламента Ичкерии и по совместительству глава Чеченской ОПГ, стал претендовать на больший кусок вазовского пирога и попытался «отжать» у Рузляева контроль над некоторыми производствами. Кончилось все для него печально – он погиб в автокатастрофе, которая была, несомненно, подстроена.
«Волговские» процветали вплоть до гибели Рузляева – в 1998 году Дима Большой был расстрелян сразу несколькими киллерами. В том же году был расстрелян Старцев, а через два года – Совков и Карапетян. Бандитская группировка, до сих пор считающаяся самой жестокой в центральном регионе страны, буквально рассыпалась на части.