Где россияне покупают мясные изделия?
Осенью, с конца августа и вплоть до конца ноября, во многих европейских странах проходят изобильные фермерские ярмарки, на которых можно по довольно выгодным ценам приобрести свежие продукты: овощи, фрукты, сыры, вино и, конечно, мясо. Мясо и мясные изделия, пожалуй, в самую первую очередь, поскольку именно осенью фермеры забивают больше всего скота, а значит, мясные продукты стоят значительно ниже, чем в остальное время. Например, во Франции охлажденное мясо свиньи на осенней ярмарке стоит примерно на 30% ниже, чем в сетевом супермаркете, а колбаса – примерно на 20%.
В России ситуация совершенно иная. Во-первых, осенние ярмарки у нас не так распространены, как в Европе или Америке. Во-вторых, россияне пока не очень-то доверяют нерегулярным торговым точкам: а вдруг товар окажется не слишком высокого качества? Кому тогда предъявлять претензии? А самое главное, что в отличие от заграницы даже на сезонные продукты цены на наших ярмарках, как правило, существенно выше, чем в крупных торговых сетях.
Это связано с целым рядом причин. Некоторые вполне понятны: дорогая аренда торговых мест на рынках и временных ярмарках, высокая стоимость холодильного оборудования и электроэнергии (а мясом и колбасой без него торговать нельзя, надо брать хотя бы в аренду) и, конечно, довольно проблемная бюрократическая цепочка согласований и сбора документов.
Что же касается цен, то мы посмотрели, сколько в среднем в России с января по сентябрь 2017 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, стоили сосиски и колбасы. Оказалось, что в январе цена за килограмм составляла 332 рубля 64 копейки, а в сентябре уже 336 рублей 59 копеек. При этом на столичных ярмарках стоимость сосисок или сарделек от неизвестного (как бы «фермерского») производителя начинается от 448 рублей за килограмм. И к зиме эта цифра будет только расти.
Помимо цены многих отпугивает нестабильное качество, невозможность понять, насколько добросовестные производители и поставщики выводят свою продукцию на рынки и ярмарки. В торговых сетях ситуация гораздо более прозрачная: так, в сети «Пятёрочка» постоянно идет строжайший отбор поставщиков, причем во всех регионах присутствия магазинов. Это необходимо для того, чтобы максимально наполнить так называемую зону «фреш» (там продаются свежие продукты короткого срока хранения) товарами местных производителей, сделав путь «от фермы до прилавка» действительно минимальным.
Это не единственная причина. Российские покупатели предпочитают сетевые универсамы в качестве наиболее выгодного и технически более удобного места для покупок. Как правило, там всегда можно найти в нужной группе товаров то, что подходит и по качеству, и по цене (так, в «Пятёрочке» круглый год идут акции на товары практически во всех продуктовых группах). Да и выбирать товар намного удобнее: его не нужно взвешивать (в «Пятёрочке» принципиально торгуют только фасованными продуктами – так удобнее и безопаснее), можно посмотреть срок годности, состав (в торговом зале хорошее освещение и микроклимат).
И самое главное: поход в сетевой магазин можно организовать в любой день недели, не выделяя для этого специального времени. Товары возобновляются на полках, в морозильных ларях и на холодильных стеллажах в течение всего рабочего дня, а значит, выбрать свежее и доступное можно и с раннего утра, и перед самым закрытием магазина.
В материале использованы фото depositphotos.com, Полины Заикиной, Дмитрия Михайлова