Какие реальные истории стоят за популярными легендами московского метро

Фото: wikimedia.org

Откуда взялись крысы-мутанты, призраки в тоннелях и что известно о секретном «Метро-2»

В октябре 1931 года Совет народных комиссаров СССР окончательно утвердил Положение о государственном строительстве Московского метрополитена, а в декабре того же года начались работы на опытном участке. С первых дней столичное метро стало обрастать легендами. Одни из них откровенно мрачные, другие забавные. И, как это часто бывает, порой имеют под собой реальную основу.

Метровые крысы-мутанты

Одна из самых популярных баек советских времен гласила, что по заброшенным тоннелям московского метро (а по ночам – и по всем) бродят кровожадные крысы-мутанты длиной около метра. Живьем гигантских грызунов никто не видел, но подвыпившие граждане, рисковавшие уехать дальше конечной станции, очень боялись встречи с ними.

pixabay.com

Есть версия, что легенда возникла благодаря потерявшемуся однажды в подземке и заблудившемуся бультерьеру. Он какое-то время жил в тоннелях – возможно, его кто-то увидел в темноте и принял за гигантскую крысу: морды-то похожи. По другой версии, история с крысами-мутантами была первоапрельской шуткой одного из популярных периодических изданий – ее растиражировали и поверили.

Плантации шампиньонов

Ходили одно время в Москве и слухи о том, что нефункционирующие тоннели приспособили под плантации шампиньонов. В самом страшном варианте фигурировали грибы радиоактивные или «напичканные» всякой гадостью, мол, кто знает, какие опыты там, в подземке, проводятся.

Эта легенда основана не на пустом месте: шампиньоны действительно выращивали в метро, только не в московском, а в харьковском. В 80-х годах для этого там начали использовать один из технологических тоннелей на глубине 30 с лишним метров. В 90-е плантацию забросили, а затем тоннель засыпали грунтом и забетонировали.

Закрытые тоннели московского метро давно будоражат воображение диггеров. wikimedia

Поезд-призрак и погибшие души

Согласно ей, раз в месяц по Кольцевой линии проезжает древний состав, за рулем – машинист в старой форме. В разных версиях легенды поезд-призрак или пустой, или с пассажирами – рабочими, погибшими при строительстве метро в Москве. Состав может останавливаться на станциях, тому, кто в него зашел, обратной дороги не будет – сгинет вместе с поездом.

Кольцевая линия фигурирует в этой истории не случайно – среди легенд московского метро есть и гласящая, что при ее строительстве задействовали большое количество политзаключенных, многие из них погибали. С мертвыми не церемонились, просто сбрасывали в шахты или замуровывали в стенах. Их души якобы и катаются в поезде-призраке, а также гуляют по ночам в тоннелях метрополитена. В доказательство легенды приводятся заявления некоторых специалистов по паранормальным явлениям, отмечающих плохую энергетику Кольцевой линии.

Станция «Комсомольская» кольцевой линии. wikimedia

В реальности же основной состав инженеров и техников, участвовавших в строительстве столичного метро, состоял из горняков, строителей и путейцев, рабочими трудились мобилизованные комсомольцы и другие добровольцы – люди самых разных профессий.

К слову, по одной из легенд станцию «Комсомольская» назвали так в память о комсомольцах, задавленных при строительстве, – также верится с трудом. Но с тем, что метро построено на костях, спорить сложно: в центре современной Москвы было немало древних захоронений, на них не раз натыкались при строительстве.

Строительство первой очереди московского метро. Архивное фото начала 1930-х годов. wikimedia

Черный машинист

Она относится к области фольклора, которым школьники пугали друг друга в пионерлагерях. Якобы в 80-х на Калужско-Рижской линии произошел пожар. Машинист, спасая пассажиров, обгорел до черноты и впоследствии умер, при этом виновным в пожаре объявили его. В итоге его призрак и бродит по ночам по тоннелям, взывая к справедливости.

Молва придумала для «черного машиниста» и компанию – «синего стрелочника». Будки стрелочников, когда-то переводивших стрелки в метро, сохранились около «Сокольников», «Парка культуры», «Охотного ряда» и некоторых других станций. Легенда гласила, что однажды один из них, который был «синяком», попросту – не просыхал, будучи подшофе, перевел стрелку не туда – и по его вине один из поездов Кольцевой линии стал бесконечно ездить по кругу, превратившись в призрак вместе со всеми находившимися в нем пассажирами. От отчаяния стрелочник то ли сам быстро умер, спившись, то ли покончил с собой – и тоже превратился в призрак московского метро.

В последние годы большинство старых синих составов, долгие годы бывших визитной карточкой московского метро, сменили новые. wikimedia

Конечно, это все сказки. Зато известна история об эфиопе по имени Ильма Мидексса Тебеко, который приехал в Москву учиться и из-за государственного переворота вынужден был остаться в столице, – и в итоге стал машинистом. Чернокожего машиниста видели многие пассажиры «оранжевой», «зеленой», «серой» ветки.

Секретное «Метро-2» и бункеры Сталина

Самые популярные, загадочные и неоднозначные легенды московского метро связаны с некой секретной подземкой, заложенной на глубине около 100 метров по личному распоряжению товарища Сталина.

В Интернете гуляет масса «схем» этого загадочного «Метро-2» (согласно самой распространенной версии, в нем четыре линии, связанные со сталинскими бункерами на Таганке, в Измайлове и Кунцеве, а из Кремля к нему ведут лифты и подземные ходы). Уверяют, что таинственная подземка обеспечена всем необходимым на случай как многолетней, так и ядерной войны, включая запас провианта на годы и «ядерную кнопку» для ответного удара.

Так станция метро «Охотный ряд» выглядела в 1935 году. flickr.com

Официального подтверждения или опровержения существования «Метро-2» в Москве нет – в отличие от давно рассекреченной правительственной подземки в Вашингтоне. Но косвенных «улик» и недомолвок столько, что определить, где правда, а где фантазия, невозможно.

Как несколько лет назад признался экс-начальник столичного метрополитена Дмитрий Гаев в ответ на прямой вопрос, он бы удивился, если бы такое не существовало. Как правило, фотографии, которые выдаются за снимки «Метро-2», оказываются снимками технических помещений или соединительных веток обычной подземки.

Фотография технической платформы, которую считают снимком загадочного «Метро-2». wikimedia

Пресса, тем не менее, писала, что бывший шеф протокола Бориса Ельцина и Михаила Горбачева Владимир Шевченко подтвердил, что от Кремля до ближней дачи Сталина в Кунцево вела подземная одноколейка. При этом, по словам сведущих людей, рассказы о масштабе правительственного метро сильно преувеличены.