Как выбрать грамотного финансового консультанта? Интервью с опытным экспертом в сфере финансов Луной Катыновой
Луна Катынова – финансист с 10-летним опытом работы. Она 5 лет проработала в международной компании PricewaterhouseCoopers (PwC): Coca-Cola, McDonalds, Lindt, Lufthansa, SIBUR, EFES, НЛМК, а затем ушла в частную практику. Мы попросили ее рассказать о том, как выбрать финансового консультанта.
— Луна, объясните, как эксперт с большим опытом работы в международной компании и малым и средним бизнесом, кто такой финансовый консультант и как он может помочь бизнесу?
— Финансовый консультант – это профессионал, который помогает предпринимателям управлять финансами. МСП (малые и средние предприятия) сегодня находятся на стадии зарождения. Это значит, что предпринимателям все еще необходимо объяснять, что пользоваться внешними консультантами- это хорошо и правильно. Чем быстрее бизнес придет к этому осознанию, тем быстрее он сможет стать устойчивее и жизнеспособнее. Функция консультанта заключается в том, чтобы помочь бизнесу на каждом этапе быть более безопасным и прибыльным. Задача консультанта - помочь предпринимателю развивать его дело и помогать ему избежать финансовых рисков, банкротства. Помимо этого, он подсказывает, где и когда можно воспользоваться возможностями и решить определенные задачи. Например, как найти финансирование, перестроить процесс, а от каких бизнес-направлений, которые тянут в убыток, стоит отказаться. То есть научить не бояться развивать бизнес.
— Какие качества характеризуют хорошего консультанта?
— Во-первых, мышление через результат. В чем главное отличие внешних консультантов от людей в найме? Чаще всего, люди в найме мыслят процессом: я работаю и получаю деньги. Внешний консультант мыслит через результат. Другими словами, есть точка А на входе и есть точка В на выходе. Когда мы работаем с предпринимателем, мы оцениваем, что сейчас происходит в бизнесе и объясняем, куда идем и через какие инструменты мы будем его к этому результату вести. Во-вторых, ответственность за ту работу, которую консультант берет на себя и, в том числе, за результаты, которые достигает клиент. Безусловно, бизнес принадлежит собственникам, ключевые решения принимают они, но консультант дает рекомендации, исходя из своего опыта. Другое дело, что топы могут прислушиваться или не прислушиваться к советам. Это сугубо их право. И тут также возникает ответственность за то, чтобы корректно донести до предпринимателя важность решений, данных, возможных рисков. Ну и, конечно, консультант должен уметь простым языком донести важные данные, цифры и информацию для обычного предпринимателя без специализированного образования, чтобы тот смог сложить общее понимание происходящего в бизнесе, понять существующие риски и возможности. Профессионализм в том, чтобы уметь объяснить и донести.
— Вы много работаете над проектами для малых и средних предприятий и даже являетесь автором научной статьи “Роль финансового консалтинга в улучшении финансовой грамотности малого бизнеса” в престижном журнале АПНИ. Каким проектом вы гордитесь больше всего?
— Честно говоря, таких было много. Но стоит отметить, что раньше, работая с крупным бизнесом, мне казалось, что чем больше проект и масштабнее имя, тем больше гордости должно быть. Сейчас же я, действительно, горжусь своим вкладом для МСП. На данный момент мой фокус больше смещается в сторону просвещения и образования. Для меня стало важным брать более широкие массы предпринимателей, объяснять им простым языком, как им не сделать ошибок, а расти быстрее. То есть теперь мой фокус- не один проект, а количество бизнесов, которых нам удалось привлечь на мастер-классы/консультации/провести через обучение/партнерские программы. Среди таких проектов могу назвать сеть магазинов. Нас нанял собственник бизнеса: 13 магазинов, онлайн магазин на маркетплейсе, более 15 лет в ритейл бизнесе. Когда мы пришли, были крупные долги, низкая маржинальность, высокие расходы на склад. Мы впервые оцифровали бизнес, выявили точки роста прибыли, причины кассовых разрывов, внедрили систему регулярной отчетности, новую систему kpi и управления товар остатками: продажи, остатки, закуп. Благодаря этому прибыль бизнеса выросла на 20%, и клиент закрыл долговые обязательства бизнеса на 15 млн, которые не мог выплатить много лет.
— Нам известно, что вы были членом жюри в “Национальной бизнес премии”. Это престижный конкурс, который каждый год награждают лучших специалистов и компании в различных областях бизнеса. Быть членом жюри такого мероприятия - большая честь и многое говорит о вас как о специалисте. Что это для вас значит?
— Я вижу свою цель и в том, чтобы способствовать развитию и процветанию нашему еще развивающемуся предпринимательству. На мой взгляд, через такие премии это как раз и достигается. Так мы можем показать, что быть предпринимателем, создавать рабочие места и сильные продукты — это модно и привлекательно для людей. Несмотря на риски, которые ты на себя берешь, твоя роль в социуме и восприятие тебя-положительное. Такие премии важны, так как оказывают влияние на популяризацию и создание комьюнити людей, которые заинтересованы в развитии бизнеса. Благодаря таким мероприятиям предприниматели могут открыть для себя новые возможности, инвесторов, узнать о программах развития и поддержки. Это как раз то, что и мы делаем нашей командой: объясняем, что есть такие и такие возможности. Не менее важно лично для меня - развитие женского предпринимательства. Сейчас активно меняется роль женщины. Такие номинации показывают, что женщины не только за быт отвечают, но и за развитие экономики и делают свой вклад. Женщины, вопреки расхожему мнению, очень хорошие предприниматели: они бережно относятся к ресурсам, к компании, команде и мыслят даже где-то более долгосрочно. Хотелось бы, чтобы через такие премии они видели, что могут развиваться профессионально и в бизнесе.
— Что нужно, чтобы не ошибиться в выборе консультанта?
— Я сама, как руководитель и предприниматель, понимаю, что сколько ни пытайся как-то вычислить идеального кандидата, придется ошибаться. Но, в целом, чем дольше ты работаешь в сфере, тем быстрее различаешь профессионала.
Когда меня приглашают как спикера в области финансов, я всегда говорю, что не буду объяснять, как правильно считать финансы, но даю критерии, список вопросов и тестовое задание для финансистов. Также сегодня существует возможность обратиться к сторонней компании для создания тестового задания, которое позволит даже вашему ассистенту проверить профессионализм кандидатов. Важно, что тестовое задание учитывало также специфику вашего бизнеса. Не каждый финансист разбирается в производстве или в бьюти-сфере. Надо на это тоже обращать внимание.
Предпринимателям я бы посоветовала всегда оценивать насмотренность специалиста. Мы, работая на аутсорсинге, не зациклены на опыте одной компании и имеем разносторонний опыт, поскольку через нас проходит много разных бизнесов со своей спецификой. Как раз за счет этой насмотренности внешние специалисты выигрывают перед людьми в найме. Это связано с тем, что внешний консультант будет приносит экспертность в бизнес, а не учиться на вас. Более того, он быстрее решит задачи и предложит несколько решений на одну задачу. Конечно же, при выборе консультанта всегда смотрите: сколько проектов реализовал, с какими бизнесами он работал, с какими нишами, какие задачи он решал, был ли у консультанта опыт по привлечению инвестиций.
— Луна, вы занимаетесь обучением предпринимателей через свой акселератор, а также являетесь автором уникального курса по переобучению финансистов, благодаря которому способствуете восстановлению финансовой грамотности у специалистов. Ваше обучение может помочь сделать верный выбор?
— В рамках обучения у нас есть два направления: обучение предпринимателей и топов бизнеса и обучение финансистов (переподготовка). В первом случае мы не учим предпринимателей быть финансистами, им это не нужно. Однако предприниматель должен быть грамотным и уметь читать цифры, анализировать, что происходит в его компании. Стоит отметить, что отсутствие опоры на цифры и понимания, что происходит - одна из причин отсутствия роста. Мы как раз обучаем наших клиентов, как принимать правильные и взвешенные решения, но при этом быть способными на оправданный риск. Во втором – мы не учим с нуля. Я не верю, что можно пройти два курса, послушать марафон и стать профессионалом. Тем более, тем, который отвечает за такую функцию как деньги в бизнесе и финансы. Мы берем тех, кто работал в найме достаточное количество времени и обладает профессиональным образованием, опытом. Благодаря тому, что сейчас активно развивается онлайн, не важно, кто и где находится. Это удобно и для предпринимателей, ведь они могут так получать доступ к талантам со всего мира, и для финансистов, так как они могут повысить квалификацию из любого города и страны.
Таким образом мы просвещаем и предпринимателей, и специалистов, которые понимают специфику МСП. Наша задача - развивать оба эти направления. С одной стороны, чтобы малый бизнес рос, активно развивался и процветал, пользуясь помощью финансистов. С другой, чтобы финансисты имели возможность развития как профессионалы и могли зарабатывать, быть более гибкими, например, уходя в онлайн профессии, совмещая с основной работой, или на фрилансе.
Анна Попова