Как и все диктаторы, немецкий фюрер шел к власти по трупам бывших соратников
Операция «Колибри», организованная Адольфом Гитлером (тогда еще - рейхсканцлером Германии) в ночь на 30 июня 1934 года, вошла в историю как самая жестокая и масштабная чистка германской элиты и штурмовых отрядов. Расправившись с нелояльными штурмовиками и собственным главным соперником – Эрнестом Рёмом, будущий фюрер, по сути, впервые показал своё истинное лицо недавним соратникам. У «Ночи длинных ножей» была предыстория – знакомство Гитлера и Рёма состоялось задолго до событий 1934 года.
На обломках империи
Германская империя проиграла Первую мировую войну и прекратила свое существование 11 августа 1919 года. На её обломках была создана Веймарская республика, нищая, разоренная войной, униженная позорным миром и раздираемая внутренними противоречиями.
Никто из немцев не знал, что должна представлять собой новая республика. Десятки политических партий дрались за власть. Собранная воедино за полвека до этого канцлером фон Бисмарком, Германия стремилась развалиться на отдельные государства. Часть территорий была аннексирована соседними странами. Ситуацию осложняла необходимость выплат репараций победителям и гиперинфляция.
Пришел Адольф с фронта
В голодную, измученную бунтами и революциями республику начали возвращаться с фронтов солдаты. Многие из них ушли на войну прямо со школьной или университетской скамьи. В Германии для них работы не было, да и сами они не умели делать ничего, кроме как воевать.
Одного из таких солдат звали Адольфом Гитлером. Идти ему было некуда, и он остался в казарме второго Баварского пехотного полка рейхсвера. По крайней мере, в армии хотя бы кормили. Командование отправило ефрейтора Гитлера на курсы агитаторов, которые должны были проводить разъяснительную работу среди возвращавшихся с фронта солдат.
По окончании курсов он поступил в распоряжение отдела пропаганды четвертого военного округа, которым командовал капитан Эрнст Рём. Как и большинство офицеров рейхсвера, он придерживался крайне правых взглядов, считал поражение в войне результатом предательства, а руководство республики предателями. Выдающиеся ораторские способности Гитлера поразили капитана Рёма.
Сам капитан занимался созданием полувоенных формирований, которые позволяли Веймарской республике обходить жёсткие ограничения, наложенные Версальским мирным договором в отношении вооруженных сил молодой республики. Но правительство резонно опасалось таких формирований, и деятельность Рёма была прекращена. Поняв, что силой, без поддержки масс, ничего не добьешься, ультраправые националисты начали привлекать на свою сторону пролетариат, который в то время казался им, наиболее подходящей средой для распространения их идей.
Спортивный задор
Для продвижения националистических идей в рабочие массы Рём отправил Гитлера на заседание Немецкой рабочей партии. Партия была основана слесарем железнодорожного депо Антоном Дрекслером, насчитывала около сорока человек и свои собрания проводила в мюнхенской пивной. Ораторский талант Гитлера проявился в полной мере. После выступления Дрекслер предложил ему вступить в партию. Через некоторое время Гитлер уволился из армии и полностью ушел в политику, возглавив Рабочую партию и реорганизовав ее в НСДАП – Национал-социалистическую рабочую партию.
Своему бывшему начальнику Гитлер предложил взять на себя формирование силового блока вновь образованной партии. Новую структуру назвали СА (Sportаbteilung) – отдел спорта. Благодаря незаурядному ораторскому мастерству бывшего ефрейтора, популярность НСДАП стремительно росла. Рос и ее силовой блок, куда Рём вербовал своих бывших сослуживцев по рейхсверу.
Первая «проба пера»
Стремительно ухудшающаяся экономическая обстановка способствовала росту и укреплению НСДАП. Простые немцы видели, что правительство не в состоянии справиться с ситуацией. Поэтому идеи Гитлера находили отклик в их сердцах. И в 1923 году Гитлер решился на попытку силового захвата власти. Ударной силой в этой авантюре стали штурмовики Рёма.
СА к этому времени уже переименовали в «штурмовые отряды» (Sturmаbteilung). Идею «Марша на Берлин» Гитлер позаимствовал у итальянского диктатора Муссолини, устроившего годом раньше «Марш на Рим» и приведший к власти итальянских фашистов.
Вот только в Германии штурмовики ушли недалеко. В нескольких кварталах от пивной, где Гитлер провозгласил себя главой страны, штурмовики столкнулись с вооруженными отрядами полиции и были обращены в бегство винтовочными залпами. «Пивной путч» провалился, а Рём и Гитлер оказались за решеткой.
Путь в большую политику
Пока Гитлер отбывал срок, Рёма выпустили на поруки. На свободе он занялся формированием новых штурмовых отрядов. Формально новые объединения штурмовиков назывались «союзами фронтовиков», и существовали они под прикрытием генерала Людендорфа, бывшего начальника генерального штаба, сочувствующего нацистам. К моменту выхода Гитлера на свободу НСДАП уже представляла собой серьезную политическую силу.
И тут между соратниками случились первые разногласия. Рём категорически не хотел уступать Гитлеру ключевой пост в партии. К тому же в тюрьме Гитлер переосмыслил методы ведения борьбы за власть. Если Рём продолжал опираться на широкие массы трудящихся и партия под его руководством стала более социалистической, чем нацистской, то Гитлер понял, что силой в большую политику не пролезть. А значит, нужны новые союзники. Да. рабочих много. Но денег у них нет, как нет и влияния. Значит нужно привлекать на свою сторону богатых и авторитетных людей, поддерживающих ультраправые нацистские идеи.
И дороги бывших соратников разошлись. Рём забросил политическую деятельность и, в качестве военного советника, уехал в Боливию.
Революция пожирает своих детей
С уходом из партии Рёма НСДАП пришла в упадок. Немало поспособствовала этому стабилизация экономической ситуации. Возглавивший правительство республики Густав Штреземан сумел договориться с американскими банкирами. И в Германию хлынул поток инвестиций. Жизнь наладилась, и немцы убедились, что можно жить и в демократической республике.
Идеи Гитлера больше не пользовались популярностью, и партия таяла на глазах. Но сытое и спокойное время было недолгим. Смерть Штреземана и крах Нью-Йоркской биржи, опять обрушили немецкую экономику.
И бывшие соратники опять сошлись вместе. Вернувшийся из Боливии Рём помогал Гитлеру реанимировать пришедшую в упадок НСДАП. В Германии закрывались заводы. Миллионы немцев снова оказались без работы и готовы были поддержать любого, кто обещал им хоть какие-то, перемены.
К экономическому кризису добавился кризис политический. Рейхстаг и правительство не могли договориться между собой. Президент Гинденбург менял одного канцлера на другого, распускал рейхстаг и проводил внеочередные выборы. И в этой обстановке, в 1933 году, на должность канцлера назначили Адольфа Гитлера.
Получив власть, нацисты кинулись делить добычу. У Рёма были грандиозные планы. Он хотел провести реформу армии. И в качестве ядра будущей армии планировал использовать своих штурмовиков. Гитлеру это не понравилось. Он уже получил в свое распоряжение командно-административный аппарат Германии, и Рём, с его штурмовиками, ему стал больше не нужен.
К тому же в партии были и другие члены: Гесс, Гиммлер, Геринг тоже хотели быть на ключевых постах. А влиятельные люди, приведшие к власти Гитлера, требовали, чтобы тот избавился от Рёма. Всё это и предопределило судьбу Эрнста Рёма и его сподвижников.
Кодовое слово – «колибри»
Ликвидацию руководства СА взял на себя Генрих Гиммлер, в подчинении которого, находились Охранные отряды – СС. Накануне Гитлер позвонил Рёму и назначил встречу в Бад-Висзее, где тогда отдыхал последний, там же находилось и все руководство СА. В половине седьмого утра рейхсканцлер явился в номер Рёма с пистолетом в руке и объявил об аресте того как предателя. Одновременно были арестованы и другие штурмовики, многих из них расстреляли на месте.
Вернувшись в Мюнхен, Гитлер позвонил Гиммлеру и произнес кодовое слово «колибри», которое послужило сигналом, к началу зачистки штурмовиков. Одних убили при задержании. Других расстреляли позже. Всего, по данным Нюрнбергского процесса, без суда и следствия было убито 1076 человек. Среди жертв оказалось и немало людей, не имевших никакого отношения к СА, а некоторые шли на расстрел со словами «Хайль Гитлер!». Следы кровавой операции вскоре замели – буквально через два дня документы, касающиеся ее подготовки, были уничтожены. А 3 июля 1934 года эсэсовцы, принимавшие участие в расправе, получили в качестве награды именные кинжалы – есть версия, что отсюда и родилось второе, неофициальное название операции «Колибри» - «Ночь длинных ножей». Благодаря ей Гитлер фактически получил полную власть в стране. А 19 августа 1934 года он провел референдум относительно отмены поста президента Германии и передаче ему всех полномочий.