Вся правда о том, что делали советские интеллигенты, когда ездили «на картошку»
В СССР существовала, на первый взгляд, странная и чисто «совковая» (по степени бессмысленности) традиция: несколько раз в год служащие отправлялись на природу, где временно превращались в колхозников. На самом деле отнюдь не Советский Союз ее изобрел.
Откуда что растет
В середине XVII века на Бахмутском соляном заводе (ныне территория Донецкой обл.) разразилась забастовка. Работягам надоело отрываться от привычных занятий и помогать крестьянам собирать урожай в принудительном порядке.
Привлекать к сельскохозяйственным работам широкие народные массы любил Гитлер. Получив власть, он в 1933 году распорядился: все парни, в возрасте от 16 до 21 года, должны помогать селу. С 1937 года к юношам примкнули военнослужащие.
В Советском Союзе «картошка» сначала была студенческой повинностью, а с конца 60-х на нее стали отправлять и трудящуюся интеллигенцию. Большинство населения жило в городах, рук на селе не хватало, да и сами колхозники не радели особо за урожай, потому что покупался он государством почти за бесценок. И собирали, и хранили его кое как. Поэтому обыденным в советских магазинах был пакет с настолько гнилой картошкой, что в дело можно было пустить примерно половину содержимого.
Анекдот
- Потому что еще русский классик доказал, что топор студенту доверять нельзя.
Надо сказать, что трудовые десанты не сильно улучшали картину. Ни студенты, ни интеллигенты не страдали над каждым клубнем. И хотя порой на вольном воздухе было веселее, чем в душных аудиториях и НИИ, напрягал сам процесс этой «добровольно-принудительной» помощи.
Отказаться ехать в колхоз было нельзя. Инженеры, редакторы, лаборанты – в СССР все они смело могли говорить о себе: «Мы копали!». Людей массово снимали с работы, грузили с утра пораньше в автотранспорт и везли к черту на кулички – заниматься тем, чему их ни в институтах, ни в университетах не обучали.
Анекдот
Внедрили в советский секретный НИИ американского шпиона, а он оказался на грани провала. Решил пойти к начальнику НИИ и написать чистосердечное признание. Начальник прочел, вздохнул и сказал:
- Вон отсюда! На что только люди не идут, чтобы в колхоз не ездить!
За скромное вознаграждение
В качестве бонуса за работу не по специальности людям милостиво позволяли купить энное количество овощей или фруктов по низкой цене. Люди покупали, конечно – ибо знали, что пока эта продукция доберется до овощных магазинов, ей придется здорово подгнить и заодно подрасти в цене.
Часть покупали, а часть брали просто так. Перед отбытием домой людей, естественно, проверяли на предмет наворованного. Но люди, естественно, все равно воровали – в стране, где «все вокруг колхозное, все вокруг мое», так поступали практически все. Наворованное прятали под сиденья – и радостно ехали домой.
Колхоз – это романтично
Если люди взрослые и образованные ездили в поля часто на несколько дней, то студентов загоняли в колхозы на несколько недель. Студенты – люди веселые, они прекрасно умели извлечь из таких поездок максимум – жгли костры, пели песни под гитару, посещали местные дискотеки (что нередко заканчивалось дракой с местными парнями) и заводили романы с однокурсницами. Порой сельхозтуры способствовали созданию новых ячеек общества.
Анекдот В колхозном клубе читают лекцию про Александра Македонского. Лектор показывает три черепа: - Это череп Македонского в детстве, это - его череп в двадцать лет, а этот - в момент смерти. Голос с последнего ряда: - У одного человека - и три черепа??? Лектор (раздраженно): - Так, а вы вообще – кто? - Я – инженер из города, прислали «на картошку». - Ну и чего пришли, в объявлении ясно же было сказано – лекция для колхозников!
Все оплачено!
Студентам за колхозные будни либо не платили вовсе, либо платили копейки. А вот советским служащим за труд «в полевых условиях» шла зарплата в полном объеме. Для них уборка урожая оплачивалась так же, как и, скажем разработка новых лекарств или труд в бухгалтерии. Колхозники, которые с сельскохозяйственным трудом справлялись объективно лучше инженеров и химиков, зарабатывали в единицу времени явно меньше, чем понаехавшие интеллигенты.
Жизнь в искусстве
Об этом странном, сугубо советском явлении Владимир Высоцкий написал прекрасную песню – «Товарищи ученые». Ее лирический герой, самый что ни на есть сельский житель, убеждает работников умственного труда бросать заниматься ерундой и ехать «на картошку». А взамен обещает, что в случае чего и колхозники помогут ученым – приедут «с лопатами и вилами» по первому требованию.
Существует целый пласт устного народного творчества, посвященный колхозной жизни студентов и интеллигентов. Люди до сих пор рассказывают друг другу на разные лады, как именно в их студенческом отряде отгрузили целую машину свеклы (в других вариантах - картофеля, или баклажанов), где на каждом овоще было аккуратно вырезано короткое заборное словечко из трех букв. Разумеется, виновного так и не нашли, остроумные товарищи стояли на смерть на том, что они ни при чем: «Товарищ председатель, да это просто сорт такой!». Или как поехали за самогоном в соседнюю деревню на тракторе К-700 и нечаянно вспахали дорогу. Некоторые студенты – будущие медики и юристы называли сбор корнеплодов «эксгумацией картофеля, захороненного весной» - колхозы нередко собирали его ровно столько же, сколько и посадили.
Поездки в колхозы сейчас многие вспоминают с теплотой. «Что пройдет, то будет мило» – это классик очень правильно подметил. Отзываясь со слезами умиления о промозглых днях, проведенных на колхозных полях, люди вспоминают свою молодость. А молодость – она всегда прекрасна.