Светлана Баласанян: «Мы создаем не просто ингредиенты для пищевых продуктов — мы формируем будущее индустрии»
Мировые тренды в производстве пищевых продуктов и напитков в 2024 году сохранят курс на натуральные ингредиенты и растительные компоненты. Главные векторы развития отрасли обозначили ведущие мировые производители и поставщики пищевых ингредиентов во время ежегодной выставки-конференции «Food Ingredients Europe», завершившей свою работу 30 ноября 2023 года, в немецком городе Франкфурт-на-Майне. Участники представили свои лучшие разработки, среди которых были, например, ингредиенты на основе пшеницы, которые убедительно повторяют куриную кожу и обеспечивают хрустящую корочку во время запекания или способны заменить яйца в выпечке. Новейшие достижения науки и натуральность как основу развития собственного бизнеса уже более 10 лет использует Светлана Баласанян, сооснователь и руководитель одной из крупнейших в России компаний по поставкам и производству новаторских ингредиентов для пищевой промышленности. Как желание сделать пищу качественной и стремление к инновациям привели к открытию новых в стране производств, разработке уникальных рецептур и в конечном счете к лидерству в индустрии пищевых добавок — Светлана Баласанян рассказал в интервью.
— Светлана, вам удалось создать высокотехнологичную компанию, которая сейчас предоставляет инновационные решения для пищевой промышленности России. Скажите, насколько важен для развития бизнеса в вашем направлении обмен опытом на международном уровне?
Обмен опытом важен на любом уровне. Безусловно можно пытаться развиваться самостоятельно, но это будет в разы дольше. Одна голова — хорошо, а две лучше — аксиома. Свой опыт посещения профессиональных выставок в Париже, Шанхае, Сан-Паулу и других бесценен и для меня как для профессионала, и для компании. Технологии, которые мы используем и разрабатываем сами — результат моей активности на международном уровне — это знакомства с иностранными коллегами и их наработками. Мы регулярно приглашаем технологов, чтобы они делились своим опытом и знаниями — это в том числе укрепляет доверие и лояльность клиентов. Кумулятивный эффект для компании — рост продаж и ежегодное увеличение валовой прибыли минимум на 15%. Например, продажи наших ароматизаторов увеличились с 500 килограммов в 2011 году до 10 тонн в год сейчас, 80 процентов из которых — натуральная продукция.
— Натуральные ингредиенты, как обозначили на недавней крупнейшей отраслевой конференции Food Ingredients Europe, — мировой тренд 2024 года. В ассортименте вашей компании более 350 ингредиентов, которыми вы обеспечиваете в том числе крупнейших производителей продуктов России. Скажите, вы сразу стремились к масштабу?
— Мы начали свою деятельность в качестве небольшого стартапа, основанного на моем убеждении в том, что пищевой рынок нуждается в натуральных и качественных продуктах, которые можно создавать, используя современные достижения науки. Масштабирование было естественным развитием бизнеса. Со временем мы расширили и географию, и предложение, но ингредиенты всегда тщательно отобрали с учетом строгих стандартов качества. Разнообразие ассортимента — это результат не только нашей постоянной работы с клиентами и понимания их потребностей, это также результат непрекращающегося поиска инноваций и стремления улучшить каждый продукт. Мы стараемся быть на шаг впереди рыночных тенденций и предлагать продукт, которого еще нет у конкурентов. Кстати, в этом регулярный обмен опытом, в том числе на международном уровне, тоже помогает.
— К слову об уникальных предложениях. Ваша компания разработала натуральный ароматизатор «Тархун», который занимает значительное место в общем объеме продаж этих ингредиентов. Продукт используют по всей стране России. На его создание вы тоже вдохновлялись на конференциях? Есть какие-то элементы разработки, которыми вы особенно гордитесь?
— Толчком к разработке действительно стала то, что я увидела на международной выставке пищевых продуктов SIAL в Париже в 2018 году. Разработка «Тархуна» стала для нас поистине творческим поиском — мы хотели предложить рынку не просто ароматизатор, но продукт максимально удовлетворяющий потребителя по качеству, безопасности и, конечно, вкусу. И принципиально — без использования синтетических компонентов. Создание ароматизаторов — процесс в принципе сложный, долгий и трудоемкий, однако мы смогли добиться уникального вкуса «Тархуна» без каких-либо искусственных добавок. Это, конечно, предмет гордости творца. Мы провели более двухсот дегустаций, привлекая людей различного возраста и предпочтений, чтобы найти тот самый баланс, который удовлетворит подавляющее большинство. «Тархун» не содержит спиртовую основу, что делает его доступным для использования в различных сегментах пищевой промышленности, включая производство напитков для детей, предприятиями у которых нет лицензии на хранение этилового спирта и спиртосодержащей продукции. Еще один значимый для меня факт — созданная технология позволяет обеспечить более низкую себестоимость нашего натурального ароматизатора по сравнению с его аналогами: синтетическим и идентичным натуральному.
— Светлана, по специальности вы инженер-технолог и, очевидно, нерядовой — сразу после института вас пригласили на работу в «Союзснаб», одну из крупнейших компаний по производству и поставкам пищевых ингредиентов. Какой опыт в этой компании помог вам основать собственный бизнес?
— Удивительно, но директор еще на собеседовании во время приема на работу, увидел во мне коммерческую жилку и предложил заняться продажами, а не технологиями производства. Это решение открыло мне путь к профессиональному росту. Внимание к деталям, умение слышать потребности клиентов и способность полностью погружаться в работу в итоге принесли мне звание лучшего менеджера — я продавала в среднем на 60% больше, чем мои коллеги. Важным пониманием того времени стало то, что продажи — это не просто обмен товара на деньги, а возможность создать ценность для клиента. Я использовала индивидуальный подход к каждому из них, анализируя потребности, подбирала оптимальные решения. Показатели нашего филиала с моим приходом также выросли. За год работы мы сделали валовую прибыль, сравнимую с подразделениями, которые работали больше 5 лет, при этом ежеквартально перевыполняли план на 10–20%. «Союзснаб» для меня был школой бизнеса, где я научилась работать с клиентами и понимать механизм работы рынка пищевых ингредиентов.
— Несмотря на успешную карьеру, вы увольняетесь и решаетесь открыть компанию-конкурента — это серьезный шаг. Что подтолкнуло создать «Союзкомпонент»?
— Открытие собственного бизнеса было для меня естественным продолжением моего профессионального роста. В «Союзснабе» мне отказали в назначении на должность руководителя пятигорского филиала, несмотря на мои результаты и рекомендацию уходящего на повышение топ-менеджера. Отказали исключительно из-за моей молодости. И я поняла, что готова взять на себя ответственность реализовать собственный проект. Это было смешанное чувство огорчения и вызова, открывающего новые возможности. Я уверена, что без моего опыта, упорства и особенно стойкости я не смогла бы создать свою компанию. Но я также знала, что клиенты ценят меня и мою работу, что дало мне уверенность в успехе.
— За десять лет ваша компания сумела преодолеть не один экономический кризис и стать одним из ведущих поставщиков натуральных ингредиентов в стране. Что было самым сложным, и как справились?
— Самые сложные моменты для нашего бизнеса те же, что и для всей российской экономики — короновирусные ограничения 2020 года и западные санкции последних двух лет. Эти внешние факторы и соответствующие экономические изменения стали огромным вызовом для всей страны и не обошли нашу индустрию. Однако это также стало тестом на прочность и гибкость нашего бизнеса. Во время короновируса мы быстро перешли на удаленную работу и смогли сохранить и даже укрепить связи с клиентами, используя удаленную коммуникацию. Несмотря на санкционную политику, мы смогли выстроить логистику, позволяющую сохранить отношения с нашими ключевыми международными партнерами — это производители эмульгаторов и стабилизаторов Energy Food Ingredients, ароматизаторов Slyus, заквасок и ферментов Foodcom. Мы смогли обеспечить непрерывность поставок, благодаря чему наши клиенты не испытывали недостатка в необходимых им ингредиентах. Эти трудности еще раз подтвердили важность гибкости бизнес-модели, которую я и моя команда выстраивали, и способности быстро адаптироваться к меняющимся условиям.
— Один из главных принципов, на котором вы строите работу — создание условий развития отечественной пищевой индустрии, позволяющих создавать натуральные и здоровые продукты питания. Какие цели ставите сейчас?
— Обеспечивать пищевую промышленность ингредиентами, которые не только улучшают вкус продуктов, но и заботятся о здоровье потребителей. Это считаю своей персональной миссией, которая и определяет цели. Сейчас мы разрабатываем продукты, которые соответствуют самым последним трендам в области здорового питания. В перспективе планируем расширение географии наших представительств на другие территории и активное участие в выставках, например, «Продэкспо 2024».
— Ваш совет коллегам-предпринимателям для развития бизнеса?
— Предпринимательство в пищевой индустрии требует глубокого понимания тенденций, гибкости и приверженности к инновациям. Нельзя останавливаться в развитии, необходимо постоянно искать новые решения и идеи и, самое главное, всегда слышать своих клиентов. Именно такие подходы позволяют нашему бизнесу не только выживать, но и расти даже в сложные времена.
Анна Попова