На 71-м году жизни умер Александр Васильевич Суворов. Выдающийся слепоглухой ученый-психолог, один из четырех участников знаменитого загорского эксперимента, проводимого профессором Иваном Соколянским.
В 1960-е про уникальное достижение нашей науки трубили повсюду. Взяв четырех детей, лишенных зрения и слуха, ученые (один из которых, философ Эвальд Ильенков, стал героем пелевинского рассказа «Ухряб») сумели развить их психику и ментальные способности настолько, что подопечные поступили в МГУ и учились наравне со зрячими и слышащими.
Обучение «загорской четверки» (название пошло от Загорского интерната для слепоглухих детей) происходило тактильно: ученые общались с воспитанниками при помощи знаков на коже рук, а дальнейшее общение в университете происходило при помощи специального прибора телетактора, на котором печатный текст преобразовывался в Брайль и наоборот. К каждому студенту был приставлен помощник, который переводил им лекции, заказывались специальные книги.
- Это был эксперимент с «чистым разумом», - вспоминал фотограф Юрий Рост. - Ученые вкладывали в головы учеников знания, а дальше смотрели, на что способен чистый разум, когда его не отвлекает жизнь.
У самого Роста с «чистым разумом» вышел казус. Когда членов «загорской четверки» привели в «Комсомолку», где работал журналист, один из участников эксперимента, Саша Суворов высказал крамольную мысль о том, что существуют все предпосылки к возвращению фашизма. Саша сделал такие выводы на основании той картины мира, которую построил его разум. Рост опубликовал материал, после чего его вызвали на партбюро.
- Но именно тогда я понял, что слепоглухие умудрились построить свою картину мира, которая, возможно, имела больше отношения к нашему миру, чем все наши представления, - говорил Юрий Михайлович.
Обвинили в обмане и забыли
Суворов был самым выдающимся участником эксперимента. Он стал доктором психологии. Писал стихи и книги, ходил в походы, много выступал (в интернате подопечных обучали произносить звуки, повторяя вибрации горла учителя). Но в 90-е о нем успешно забыли.
До этого одна за другой стали появляться статьи, разоблачающие авторов загорского эксперимента и обвиняющие их в фальсификациях. Самый популярный пункт «разоблачения» состоял в том, что участники эксперимента не были слепыми и глухими с рождения. Кто-то из журналюг даже написал, будто они вообще не слепые и не глухие. Работники СМИ замечали, как Саша Суворов в одиночку ходит по Москве, ездит в электричках и даже посещает общественную баню.
Вводила в заблуждение и его внешность.
- Он выглядел так, как нормальные, здоровые интеллигентные люди, в то время как лица слепоглухих людей обычно брейгелевские, - вспоминает писатель Амирам Григоров.
Суворов потерял зрение в три года, а слышать перестал в девять. Диагноз - наследственная дегенеративная болезнь Фридрейха, сопровождающаяся атрофией зрительных и слуховых нервов. (Мать Саши считала, что виной всему были они с мужем, троюродные брат и сестра).
Для того чтобы ориентироваться в пространстве, Саша пользовался не зрением и слухом, а «конвейером доброты». Этот термин он вывел на основании собственных наблюдений.
- Я понял, что люди способны оказывать помощь по мелким поводам, - вспоминал Александр. - Трудно попросить кого-то сопроводить тебя, допустим, в Загорск. Но минутное дело - перевести через дорогу. Это сделает любой, кого попросишь. Так я и действовал. Раздавал людям карточки с просьбами. Один переводил меня через дорогу, другой - сажал на автобус, третий - высаживал на нужной станции. По «конвейеру доброты» я добирался до детдома, до бани, до работы так, как если бы видел и слышал...
Быть человеком
Саша называл себя разведчиком науки на планете слепоглухоты. До загорского эксперимента считалось, что такие дети вообще не развиваются. Суворов же показывал, как можно и нужно работать со слепоглухими. Его кандидатская и докторская диссертации посвящены тому, как людям с подобным недугом сохранять человеческое достоинство.
Мысли, которые он транслировал, приводили в изумление, как речи короленковского «Феномена», рассуждавшего о том, что человек создан для счастья, как птица для полета.
Суворов считал, что нужно с малых лет развивать самостоятельность и независимость. «Зависеть от других унизительно», - повторял он. Но при этом совсем не унизительно было самому организовывать себе помощь. Поразительно его определение: «Человек - это единственное животное, которое может не быть самим собой. Кошка не может быть не кошкой, а человек может быть не человеком». Отсюда задача каждого - стараться всегда быть человеком.
Отчаяние он считал нормой эгоизма и отчаявшимся людям советовал полюбить или вспомнить тех, кого они любили и не хотели бы огорчать. Для самого Саши таким человеком была мама. В конце жизни она слегла, но до самой ее смерти слепоглухой сын ухаживал за ней: мыл, кормил, лечил.
Порой на ученого накатывали приступы черной депрессии, когда хотелось наложить на себя руки. Но всякий раз спасала музыка. Он купил себе мощные колонки с сабвуфером и, когда с их помощью смог почувствовать ритмы, заплакал от счастья.
Бесполое существо
«Я существо бесполое», - писал Суворов в автобиографии. Из четверых участников загорского эксперимента семью смогла создать только одна девушка, Наталья Корнеева. Остальные прожили в одиночестве. По словам Александра, с молодости он чувствовал отвращение ко всему физиологическому. Тело для него оставалось лишь инструментом овладения культурой.
Долгое время Суворов обеспечивал себя самостоятельно. Даже сам ходил в «Магнит» за едой и подзывал продавцов при помощи свистка. Но из-за прогрессирующей болезни его стали мучить головокружения, и он был вынужден пересесть в инвалидное кресло. Помогать одинокому пенсионеру вызвался молодой человек Олег Гуров, познакомившийся с Суворовым еще школьником.
«Счастье - это решение проблем самостоятельно, когда не чувствуешь себя беспомощными, когда есть на кого положиться. Олег - один из источников счастья», - говорил про него Суворов.
Убежденный материалист, он не верил в загробную жизнь и был чужд всякой мистики. Очень уважал Маркса, и когда в перестройку люди избавлялись от увесистых томов, собирал их у помойки и приносил домой. Согласно марксизму, косная материя мертва и неподвижна, только разум, имеющий волновую природу, делает ее живой. Сам Суворов, проживший жизнь во мраке и тишине, был воплощением этой мысли.