В прошлом году на вторичном рынке недвижимости было зарегистрировано рекордное количество сделок. Во многих сделках участвовали риелторы. По различным данным, доля участия риелторов в сделках составляет от 55 до 75%. При этом отмечается, что к риелторам чаще обращаются Продавцы квартир, а Покупатели, в том числе те, кто планирует покупку с привлечением ипотечного кредита, стараются экономить на услугах риелторов. А может ли покупатель найти квартиру и оформить сделку самостоятельно, и насколько значительна роль риелтора? Об этом мы поговорили с основателем и Управляющим Директором компании по юридическому сопровождению сделок «ДомЭксперт» Александром Землянко.
— Александр, Вы как эксперт и предприниматель с более чем 20-ти летним опытом работы в сфере недвижимости можете оценить перспективы покупки квартиры без участия риелтора, и почему у покупателей возникает желание покупать недвижимость самостоятельно?
— Если ответить коротко, то сегодня наличие множества сервисов по поиску квартир дает возможность покупателям самостоятельно искать для себя варианты, выбирать недвижимость по заданным параметрам. Отсутствие в сделке риелтора позволяет экономить значительную сумму денег. Однако важно учитывать, что покупка квартиры без привлечения эксперта по недвижимости, влечет за собой большие юридические риски. Недостаток у покупателя опыта и знаний может привести к сложностям в переговорах, проверке юридической чистоты сделки, организации расчетов, подготовке и подписанию документов. Покупателям следует тщательно взвешивать преимущества и риски, прежде чем принимать решение о самостоятельной покупке недвижимости.
— Вы более 10 лет работали в крупнейшем ипотечном банке ДельтаКредит (сегодня это Банк «РосбанкДом», являющийся ипотечным подразделением Росбанка) и возглавляли лучшее подразделение продаж, это помогло развить ваши лидерские навыки. Что вас подтолкнуло заняться собственным бизнесом?
— Ипотечный банк ДельтаКредит, стал для меня отличной школой в банковской сфере и в управлении командой. С 2007 года я занимал руководящие позиции в различных банках, в том числе стоял у истоков создания ипотечной платформы в рамках крупнейшей российской IT-компанией Mail. ru (сегодня это VK. company). За эти годы я приобрел большой управленческий опыт, возглавлял различные проекты, создал лучшую команду продаж и приобрел свои первые профессиональные предпринимательские навыки. Все это в совокупности стало для меня толчком для открытия своего бизнеса.
— Как появилась идея создания вашего сервиса по юридическому сопровождению сделок? Насколько легко было запустить такой проект для вас как успешного предпринимателя с многолетним опытом работы на управленческих позициях в банках?
— Идея создания этого сервиса зародилась, когда я работал в ипотечном стартапе. По просьбе моих клиентов, я консультировал их по разным юридическим вопросам по сделке. Все эти клиенты, которые обращались ко мне за помощью в ипотеке, не имели риэлторов, но нуждались в поддержке юриста. Юридическое образование и большой опыт работы с недвижимостью позволяли мне проводить грамотные юридические он-лайн консультации.
Когда количество запросов на такие консультации достигло критической точки, я понял, что нужен отдельный юридический продукт, который будет приносить доход. Так родилась идея создать юридический сервис, как альтернатива риэлторскому агентству.
Старт моего проекта был несложным. Ключевыми особенностями запуска сервиса были: минимальные инвестиции, развитие партнерского канала привлечения клиентов, только он-лайн формат работы, внедрение в работу передовых технологий в сфере недвижимости.
— Главное отличие юридического сервиса «Домэксперт» состоит в новой для российского рынка возможности провести сделку онлайн и без риелтора. Какие технологии делают этот процесс доступным и безопасным для покупателей квартир?
— Проведение сделки онлайн и без привлечения риелтора стало возможным благодаря современным технологиям и новому взгляду на процесс покупки недвижимости.
Работа сервиса начинается с момента, когда покупатель самостоятельно подобрал подходящую квартиру или загородный дом. В он-лайн формате мы готовим соглашения об авансе, согласовываем все условия будущей сделки с покупателем и продавцом, проводим проверку документов по квартире в автоматизированном режиме. Если у покупателя ипотека, мы помогаем, также в формате он-лайн, выбрать оптимальную программу кредитования. Сервис позволяет оперативно согласовать сделку с банком и страховой компанией, подготовить для подписания все необходимые документы, организовывать их подписание и расчеты в выбранном банке. Государственная регистрация сделки также происходит он-лайн. Покупатель и продавец встречаются только на сделки и после завершения регистрации сделки, продавец передает покупателю ключи от квартиры.
— Александр, вы как предприниматель и эксперт в сфере недвижимости можете подробнее рассказать, на что важно обращать внимание покупателя, при покупке квартиры Возможно, вы дадите советы новичкам в покупке квартир?
— Это очень важный вопрос, т. к. только юрист, специализирующийся на сделках с недвижимостью, может оказать профессиональную услугу и гарантировать безопасность покупки.
На этапе бронирования квартиры важно предусмотреть все возможные риски в договоре аванса, чтобы иметь возможность вернуть внесенные средства в случае невозможности совершения сделки, все договоренности по условиям проведения сделки, срокам, оплате расходов и т.д.
На этапе проверки квартиры важно не только получить актуальные сведения из Росреестра по квартире, но и проанализировать все предыдущие сделки, выявить и оценить все возможные риски, проверить собственников, в том числе определить признаки банкротства.
После проверки наступает этап согласования сделки, подготовки договора купли-продажи квартиры и всех сопутствующих документов, определяется форма расчетов.
Есть множество юридических нюансов, которые важно предусмотреть, поэтому моим советом для покупателя будет обращение к профессионалу. Будет это риелтор или юрист, решает покупатель.
— Ваш опыт положительно оценили участники рынка недвижимости и обращаются к вам за советами. Вы соавтор несколько книг о бизнесе, где рассказываете, в том числе, как создавать подобные компании и управлять ими. Как ещё вы делитесь своим опытом?
— Я также являюсь постоянным экспертом в федеральных изданиях, таких как Комсомольская правда, Московский комсомолец, РБК, Lenta.ru, Аргументы и факты и многие другие. Также ко мне обращаются мои коллеги в сфере недвижимости за консультациями по открытию собственного бизнеса.
— Вас пригласили для участия в жюри популярной международной премии «Best Business Awards». Ваши профессиональные заслуги в сфере предпринимательства были замечены и оценены организаторами премии. А что это значит для вас?
— Для меня это действительно имеет большое значение в признании моих заслуг, как в сфере недвижимости, так и в бизнесе в целом. Я рад, что моя работа была замечена и оценена на высоком уровне. Участие в таком событии позволяет не только делиться своим опытом, но и учиться у других успешных предпринимателей, лидеров в своих областях. Это отличная возможность для расширения своих профессиональных связей. Еще, участие в жюри таких премий дает мне шанс внести свой вклад в признание тех, кто действительно достоин этого признания.
— Очевидно, что ваш юридический сервис — это важный вклад в развитие всей сферы недвижимости. Вы помогаете людям избежать ошибок при покупке и продаже квартир, а также даете импульс для изменения подходов к сделкам в целом. У вас как у предпринимателя, создавшего инновационную и уникальную компанию, наверняка есть планы по развитию сервиса?
— Ключевые задачи моего сервиса — это предоставление покупателям и продавцам недвижимости альтернативного варианта сопровождения сделки в формате он-лайн, без участия риелтора, с профессиональной юридической поддержкой и минимизацией расходов по оформлению сделки. Отмечу, что юридические компании не являются прямым конкурентом для риелторов и не заменяют их. Сервис Домэксперт работает в своей нише с теми клиентами, кто ищет альтернативные варианты. Инновация сервиса в том и состояла, что мы предлагаем в большей части удаленную юридическую помощь, что дает возможность сэкономить до 80 — 90% на услугах риэлторов.
Если говорить про развитие, то я планирую разработку нового приложения, который позволит он-лайн недвижимость, т.е. организовывать внесение аванса или предоплату за выбранную недвижимость, проверять документы по объекту недвижимости, организовывать сделку, готовить документы, согласовать условия расчетов и выбирать банк для расчетов. Для покупателей, кто нуждается в ипотеке, будет реализована отдельная услуга по выбору оптимального банка и программы, в соответствии с потребностями и финансовыми возможностями заемщика. И все это будет автоматизировано.
Анна Попова