Как Ганди научил целую страну жить по заветам Льва Толстого
- Для человека с пустым желудком Бог - это еда, - говорил политик, мыслитель и религиозный просветитель Махандас Карамчанд ГАНДИ. Он утверждал: «Я - индуист, я - мусульманин, я - иудей, я - христианин, я - буддист!» И был убит индуистским фанатиком. Но, вдохновленный советом Льва ТОЛСТОГО, успел изменить мир. Благодаря его усилиям 70 лет назад Индия обрела независимость от могущественной Великобритании. К этой дате в России вышла книга Прамода КАПУРА «ГАНДИ: ИЛЛЮСТРИРОВАННАЯ БИОГРАФИЯ», которую на днях презентовали в толстовском музее-усадьбе «Ясная Поляна».
Национальный индийский герой Махандас Карамчанд Ганди - на родине его величают Махатма, то есть «Великая душа», по-нашему святой, памятник которому правительство Индии подарило Москве в горбачевскую перестройку, вновь у нас в моде. О чем свидетельствует не только знаменитая фраза президента России, дескать, на Западе «после смерти Махатмы Ганди поговорить не с кем», вброшенная прессе перед саммитом G8 летом 2007 года. Деятельность Ганди изучают в вузах, афоризмы цитируют на бизнес-тренингах для топ-менеджеров и стартапах для малого бизнеса. Соцсети и изотерические сайты пестрят его «заповедями» и наставлениями для желающих найти себя в современном мире.
Почитатели Льва Толстого сразу увидят, что немало мудрых мыслей Ганди заимствовал у русского писателя, объясняя его заумную, как казалось современникам, идею «непротивления злу насилием», которой уже век мучают российских школяров. Но величие индусского народного лидера в том, что он не просто понял, принял и развил теорию русского гения, основанную на христианстве, назвал «сатьяграха» и воплотил в общественную жизнь как форму политической борьбы с социальным злом. И личным примером такой борьбы изменил самосознание индусов, объединил враждующих людей разных вероисповеданий и каст в многотысячное сообщество, которое без применения оружия вынудило англичан уйти из Британской Индии.
Но тут пришла беда, какой сатьяграхи не ждали. Колонизаторы веками подогревали непримиримость индуистов и мусульман, чтобы в условиях беспросветной нищеты и эпидемий порабощенные азиаты вырезали не господ англичан, а друг друга целыми селами. Уходя в августе 1947 года из выдоенной ими почти 400-миллионной голодной страны, британцы сделали все для отделения Пакистана от Индии и дальнейшего ее расчленения по религиозному признаку. К сожалению, Ганди и его сторонникам предотвратить кровавый массовый миграционный исход было не под силу.
Тем не менее, Ганди почитают как борца за независимость от «демократического» ига Запада на всей территории бывшей Британской Индии и во всех бывших колониях европейских стран.
Странный ответ
Писатель и бизнесмен Прамод Капур, кавалер Ордена Почётного легиона Франции, которая страдает от исламского экстремизма, взялся за книгу, стремясь объяснить молодому поколению планеты феномен Ганди. Исследователь утверждает, что его герой «преклонялся перед Толстым, почти боготворил его». И вот почему.
- Граф Толстой, дворянин по происхождению, отказался от роскоши и власти. Ему не было равных среди европейских писателей, но он вел простой образ жизни, проповедуя собственные принципы непротивления злу, - пишет Капур. - Трактат Толстого «Царствие Божие внутри нас» стал настольной книгой Ганди.
Он читал все, что выходило из-под пера великого русского Льва. И однажды увидел в журнале « The Free Hindusthan» («Свободный Индостан») толстовское «Письмо к индусу». Это был ответ графа молодому индийскому революционеру и журналисту Таракнату Дасу на письмо, отправленное в Россию из США. В нем Дас критиковал Толстого за отрицание террора и просил писателя рассказать о бедственном положении народностей Индии под гнетом Британии: «Именем голодающих миллионов взываю к вашему христианскому чувству – возьмитесь за это дело». Но получил отлуп.
- Толстой ответил, что индийцы по собственной воле оказались в таком положении, - пишет Промод Капур, - ибо добровольно согласились на порабощение и сотрудничество с британцами. Если индийцы действительно хотят освободиться от англичан, им лучше воспользоваться оружием более мощным, чем ружья и терроризм, и это оружие – несотрудничество.
14 декабря 1908 года странный ответ русского графа распространился по всему западному миру. Он вызвал жаркие пересуды и споры о реальности такого протеста. Но Ганди, получивший юридическое образование в Лондоне, был им впечатлен. И вскоре решился написать Толстому, рассказать о своем десятилетнем опыте претворения его идей и попросить благословения.
Показал себя
В 1909 году Ганди с семьей приехал в Южную Африку и основал на территории нынешней ЮАР трудовую коммуну из сторонников «пассивного сопротивления» - сатьяграхов. Участок земли близ Йоханнесбурга коммуне подарил друг и большой почитатель Толстого - успешный южно-африканский архитектор Герман Калленбах, родившийся в Российской империи. Он написал графу, что Ганди нарек коммуну, обрабатывающую 1100 акров (1 акр это 40.47 соток – Е.К.) земли, «Фермой Толстого». И испросил разрешения использовать всемирно известное имя писателя.
Населяли ферму 40 молодых мужчин, пять женщин, трое стариков и около 30 детей. Всем им предстояло учиться жить гармоничной жизнью, какой ее видели Толстой и Ганди: в целомудрии, молитвах и безропотном труде на общее благо. Сам Ганди пек хлеб, варил джемы из апельсинов и карамельный кофе, тачал сандалии и мастерил шкафы, кровати и лавки.
Однажды Ганди провел бессонную ночь. Можно лишь догадываться, что стало ее причиной.
- Мальчики преступили грань в выражении своей любви к девочкам, - пишет Промод Капур, не разъясняя подробностей. – Ганди решил наголо обрить девочек, чтобы взгляд грешников на них не задерживался.
Согласитесь, в отношении девочек эту меру трудно считать не насильственной. Тем более, что мальчики и вовсе остались без наказания. Но Ганди не случайно говорил: «Я знаю только одного тирана, и это тихий голос совести». К тому же несправедливость и отступничество от собственных убеждений могли смутить сатьяграхов более, чем само происшествие. Утром Ганди вдруг начал безмолвную голодовку.
Произведенный эффект впечатлил. Мир и гармония в коммуне были восстановлены.
В дальнейшем Ганди применял голодовку – одиночную и массовую – как оружие в борьбе против расизма в Африке, а позже за независимость Индии. Один из южно-африканских чиновников ему признался: «Я иногда хочу, чтобы вы прибегли к насилию. Тогда нам сразу же стало бы понятно как поступить с вами».
Примеры несотрудничества
В 1921 году в Индию приехал принц Уэльсский – будущий король Эдуард. Для англичан приезд наследника престола огромное событие, праздник. Ганди предложил соотечественникам его проигнорировать. И ни один житель города не вышел на торжественную встречу гостю. Это была первая весомая пощечина английской короне.
Затем Ганди, руководствуясь советом Толстого, призвал население не покупать английские ткани, а достать прялки и одеваться в самодельную одежду, какую и сам носил. Не отдавать свои деньги в английские банки, не подавать свои дела в английские суды, не отдавать детей в платные английские школы и вузы. И был услышан. Постепенно колонизаторы начали разоряться. Они провоцировали столкновения, арестовывали Ганди и его сторонников, объяснявших народу, что они готовы в любой момент стать жертвой этой борьбы, но не возьмут оружия в руки.
Когда власти запретили Ганди печатать свои призывы и речи, он написал книгу и проявил первый акт гражданского неповиновения – издал ее с помощью единомышленников большим тиражом. Англичане не могли посадить всех, кто ее покупал, - тюрем столько не было. Последней акцией неповиновения стал знаменитый «соляной поход». После призыва Ганди: «Индийцы не больше покупают английскую соль», - множество людей через всю страну шло к океану, где сатьяграхи провели массовое символическое выпаривание соли. Это мера сработала так, как если бы в России вдруг все население перестало покупать пиво. Акции были прекращены лишь на время, когда Англия воевала с фашизмом, то есть боролась со вселенским злом, которое, как признавал и Ганди, остановить без оружия было уже невозможно.
К сведению
- Сатьяграха переводится как «упорство в истине». Это мирная борьба без проявлений ненависти, презрения и зла, единственное оружие в которой собственная жизнь, а движущая сила – Любовь.
- Американец Джин Шарп, основатель Института имени Альберта Эйнштейна тесно связанный с аналитическим центром RAND Corporation – разработчиком стратегии и тактики ведения холодной войны и цветных революций, исследуя наиболее действенные методы ненасильственной борьбы населения с рухнувшими режимами в разных частях света, выделил «голодовку в духе «сатьяграха» отдельной строкой.
- Англичане мелко отомстили Ганди, издав скандальную книгу «Ганди: голые амбиции». В ней некий Джед Адамс рассказал о сексуальной жизни политика, который в 37 лет дал обет воздержания, но справиться с похотью не мог и постоянно говорил о сексе, давал странные советы молодежи, а в 70 лет в порядке «духовного эксперимента» делил ложе с обнаженными юными девушками, включая свою внучатую племянницу. Так старик проверял, подвластна ли ему его плоть и сможет ли он уснуть в объятиях красавиц. Миллионы индусов заказали книгу в Интернете, но ожидаемого британцами эффекта на родине камасутры и тантры она не произвела. Годом раньше более скандальную книгу написал американский журналист Джозеф Леливелда, «уличивший» Ганди в бисексуальности на основе одной фразы из письма Ганди Герману Калленбаху: «Ты совершенно овладел моим телом. Это рабство в полном смысле слова». В стране, где запрет гомосексуализма был отменен только в 2009 году, она вызвала шок. Власть хотела ее запретить, но внук Ганди напомнил, что его дед ратовал за свободу слова, и скандал сошел на нет.
Горстка цитат
- Наше человеческое величие лежит не в возможности изменить мир, это всего лишь миф атомного века. Это - возможность изменить себя.
- Умение прощать - свойство сильных. Слабые не прощают.
- Я никому не позволю проходить грязными ногами в мое сознание.
- Все, что вы сделаете, будет незначительным, но очень важно, чтобы вы это делали.
- Принцип «око за око» сделает весь мир слепым.
- Вы не должны терять веры в человечество. Человечество - это океан; если несколько капель в океане грязны, океан не становится грязным.
- Ненасилие - не удел трусости, оно всегда героизм.
- Свобода ничего не стоит, если она не включает в себя свободу ошибаться.
- Никто не может меня обидеть, если я сам этого не позволю.
- Сначала они тебя не замечают, потом смеются над тобой, затем борются с тобой. А потом ты побеждаешь.
- Мы сами должны стать теми переменами, которые хотим увидеть в мире.