Писатель Евгений Замятин получил профессию кораблестроителя и даже приложил руку к созданию атомного ледокола «Ленин». В 1920 году он закончил роман «Мы». Литератор называл его самой серьезной и самой шуточной своей вещью и очень рассчитывал на публикацию. Но на родине книга вышла только в 1988-м. «Мы» - первая в мире антиутопия с описанием общества будущего. Причем автор (он родился 140 лет назад, 1 февраля 1884 года) сумел предсказать многие явления.
Послания внеземным цивилизациям
«Близок великий, исторический час, когда первый ИНТЕГРАЛ взовьется в мировое пространство. Вам предстоит благодетельному игу разума подчинить неведомые существа, обитающие на иных планетах - быть может, еще в диком состоянии свободы. Всякий обязан составлять трактаты, поэмы, манифесты, оды или иные сочинения о красоте и величии Единого Государства. Это будет первый груз, который понесет ИНТЕГРАЛ».
Сигналы в космос человечество отправляет с завидным постоянством. Исторически первым радиопосланием внеземным цивилизациям считаются слова «мир», «Ленин» и «СССР». Их отстучали азбукой Морзе в ноябре 1962 года из Центра дальней космической связи СССР в Евпатории в направлении Венеры. Эти радиосигналы удалились от Земли больше чем на 60 световых лет, и если где-то обитают разумные существа, сейчас они принимают нашу шифровку.
В 1977-м на корпусе космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2» в межгалактическое пространство отправили диски на 55 языках, фото и звуки природы, а также запись музыки Баха, Бетховена, Моцарта, Стравинского и других композиторов. Оба аппарата находятся за пределами Солнечной системы в 20 млрд км от Земли.
Загадочные сигналы из космоса летят и на нашу планету. Осталось правильно их истолковать.
Небоскребы из стекла и бетона
«И вот, так же, как это было утром, на эллинге, я опять увидел непреложные прямые улицы, брызжущее лучами стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ».
Люди в романе «Мы» живут в небоскребах со стеклянными стенами, которые разрешается закрывать шторками лишь на пару часов - во время интимных свиданий. Первое здание с фасадным остеклением появилось в Советском Союзе: в 1936-м возвели Дом Центросоюза. В 1958-м в Нью-Йорке вырос небоскреб из стекла «Сигрем-билдинг», и пошло-поехало.
Строительные компании уверяют: стены в таких конструкциях прочнее кирпичных. Опасность в другом: если на стекло падают солнечные лучи, оно работает как увеличительное - припаркованные рядом автомобили могут расплавиться, а люди получить ожог. А по мнению экологов, небоскребы меняют структуру воздушных потоков и влияют на погоду. К тому же многотонная масса давит на земную кору, что может вызвать землетрясения.
Синтетическая еда
«...Но в 35-м году - до основания Единого Государства - была изобретена наша теперешняя, нефтяная пища. Правда, выжило только 0,2 населения земного шара. Но зато, очищенное от тысячелетней грязи, каким сияющим стало лицо Земли».
Сегодня продовольствие получают буквально из всего. Белок - из бактерий, которые питаются водородом и углеродом. Мясо выращивают из стволовых клеток. Бургеры и наггетсы делают из дрожжей, тунец и креветки - из водорослей, растительное молоко чуть ли не популярнее нормального.
В муку добавляют измельченных насекомых - не подавитесь. Фейковые продукты преподносят как благо - и животные целы, и озоновый слой не страдает, а главное - для здоровья-то как хорошо. Однако при ближайшем рассмотрении польза не очевидна, производство требует огромных затрат энергии, все это дорого и не очень вкусно. К счастью, пока есть выбор.
Трепанация черепа
«Последнее открытие Государственной Науки: центр фантазии - жалкий мозговой узелок в области Веролиева моста. Трехкратное прижигание этого узелка Х-лучами - и вы излечены от фантазии навсегда».
В этом описании Замятин не заглядывал далеко: уже в 1935-м во врачебную практику была введена лоботомия - операция, при которой одна из долей головного мозга разъединяется с другими областями или иссекается. Утверждалось, что после таких манипуляций шизофреники усмирялись. Правда, многие при этом полностью деградировали.
Метод разработал португальский нейрохирург Антониу Эгаш Мониш и даже получил за него Нобелевскую премию. Его последователь Уолтер Фримен считал лоботомию средством и от дурного характера. Инструмент, похожий на нож для колки льда, вводили в мозг через глазницу. В США такие операции проводили до 1970-х, истязая по пять тысяч пациентов в год. В СССР лоботомия практиковалась в течение пяти лет, но в конце 1950-х дикий метод запретили.
Стена между государствами
«Человек перестал быть диким человеком только тогда, когда мы построили Зеленую Стену, когда мы этой Стеной изолировали свой машинный, совершенный мир - от неразумного, безобразного мира деревьев, птиц, животных. Стены - это основа всякого человеческого».
13 августа 1961 года началось строительство 155-километровой стены, разделившей Западный и Восточный Берлин. Простояла она до ноября 1989-го. Покидать обе части города без спецразрешения запрещалось. Многие из тех, кто пытался вырваться за пределы нелегально, на десяток лет отправились в тюрьму. 125 человек погибли.
Разделительные стены не ушли в прошлое. Забор на границе с Белоруссией строит Польша. Есть стена между Израилем и Газой, США и Мексикой. Зона длиной 500 км разделяет Южную Корею и КНДР. Отгородился от КНДР и Китай. Забор на границе с Сербией и Хорватией возвела Венгрия, а Турция закрылась стеной от Сирии.
Система видеонаблюдения
«Теперь эти мембраны повсюду, изящно декорированные, на всех проспектах записывают для 246 Бюро хранителей уличные разговоры. Незримые хранители здесь же, в наших рядах: они тотчас могут установить нумера впавших в заблуждение и спасти их от дальнейших ложных шагов».
«Волшебное зеркало» - так называлась первая в мире уличная система видеонаблюдения, появившаяся 1956 году в немецком Гамбурге. Полицейские наблюдали через монитор за движением автотранспорта и вручную переключали сигналы светофора. С 1960-х стационарные камеры устанавливали в публичных местах для обеспечения безопасности. Но не всем это нравилось. В 1997-м в Брайтоне около 200 человек вышли на акцию протеста против массового видеонаблюдения. Несколько десятков камер расколотили. В Москве в подъездах жилых домов установлено около 80 тыс. домофонов с цветной видеозаписью.
Чтобы получить данные с городских камер, нужно позвонить на горячую линию системы видеонаблюдения - в каждом городе свой номер. Важно уточнить дату и время происшествия, запросить сохранение записи в архиве. Звонить нужно в течение пяти дней с момента события, иначе данные удалят.
Разведение «правильных» людей
«А это разве не абсурд, что государство могло оставить без всякого контроля сексуальную жизнь?.. Не смешно ли: знать садоводство, куроводство, рыболовство и не суметь дойти до последней ступени этой логической лестницы - детоводства. …Она работает на Детско-воспитательном заводе».
«Лебенсборн» («Источник жизни») - так называлась программа селекционного отбора представителей «новой чистой породы» людей в нацистской Германии. Она появилась в 1935 году и была нацелена на подготовку «правильных» матерей и воспитание арийских младенцев. Во время войны в Германии развернулось движение «Ребенок для фюрера». Поощрялась беременность от членов СС. Для этой цели существовали специальные дома свиданий. Ребенка и мать после родов обычно разлучали.
Когда фашисты оккупировали пол-Европы, подходящих для «германизации» детей изымали из семей и в других странах. А тысячи детей-инвалидов и душевнобольных уничтожили.
Тотальная цифровизация
«Я, Д-503, строитель ИНТЕГРАЛА, - я только один из математиков Единого Государства. Мое, привычное к цифрам, перо не в силах создать музыки ассонансов и рифм. Я лишь попытаюсь записать то, что вижу, что думаю - точнее, что мы думаем».
Всем гражданам придуманного Замятиным общества в качестве имени присваивался порядковый номер с буквой. Сегодня миром тоже правят цифровые информационные технологии. Мы идентифицированы по номеру паспорта, страхового полиса, автомобиля и много чего еще. Получить услуги через электронные сервисы без этих данных невозможно.
Но тотальная цифровизация породила новые страхи - прежде всего утечки персональных данных. Юристы предлагают принять «Цифровой кодекс прав человека» и объясняют: если кто-то не хочет или не может получить услуги в электронном виде, у него должна быть возможность сделать это в бумажном варианте. Цифровое должно быть преимуществом, а не карающим мечом.