Николай Куликов: «Автопром — это огромное поле, где у каждого есть шанс стать первооткрывателем»

Николай Куликов
Николай Куликов
Талантливый российский инженер-конструктор международного уровня сумел улучшить комплектующие автомобилей Renault, BMW, Citroen, Volkswagen, Mercedes и Range Rover, добиться экономии топлива и увеличить экологичность

Машиностроение в России переживает серьезный кризис. По данным Росстата, производство легковых автомобилей за семь месяцев этого года снизилось на 64,1%, до 298 559 штук, а в дилерских салонах из-за санкций проблематично получить быстро необходимые запчасти. Между тем в России работают талантливые разработчики, которые предлагают международному рынку собственные разработки, востребованные у владельцев европейских моделей машин. Николай Куликов — бывший инженер-конструктор ЦКБ «Титан» и предприятия «766 УПТК» до прошлого года создавал уникальные робототехнические комплексы для оборонной и космической отрасли, а недавно представил собственную разработку круиз-контроля для автомобиля Renault Duster. Причем это уже второй самостоятельный проект волгоградского инженера — первым стала модернизация детали дизельного двигателя, который используют в производстве машин несколько мировых концернов. Продвижением своих разработок Николай Куликов занимается сам, успешно демонстрируя уникальные способности не только инженера-конструктора, но и бизнесмена. Его продукцию заказывают автолюбители из России, стран СНГ, Турции и Европы, товарооборот составляет до 7 тысяч изделий в год.

С защиты диплома – к лучшим конструкторам

Николай Куликов относится к той редкой категории людей, которым никогда не приходилось искать работу — напротив, работодатели заманивали его со студенческой скамьи, изучив его научные труды. В одном из них учащийся Волгоградского государственного технического университета решал задачи по созданию плазменного генератора энергии, а в дипломе предложил нестандартную модернизацию пятиступенчатого домкрата для увеличения скорости и повышения плавности хода. Присутствовавший на защите замгендиректора Центрального конструкторского бюро «Титан» был настолько впечатлен техническим решением, что тут же пригласил Николая Куликова на должность инженера-конструктора 1 категории.

«В “Титан” меня сразу взяли в штат на полный рабочий день. Задачи были сложные и интересные и не помню, чтобы мне давали поблажки», — вспоминает Николай Куликов.

ЦКБ «Титан», ныне АО «ФНПЦ «Титан-Баррикады» — одно из ведущих российских предприятий, создающее инновационные системы в области обороны и безопасности, входит в контур Роскосмоса, специализируется на артиллерийской и ракетной технике. Здесь собраны лучшие разработчики и передовые технологии мирового уровня. Вчерашний студент активно включился в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, проектировал блоки управления и бункеры для уникальных самоходных установок, участвовал в пуско-наладке и испытаниях различных агрегатов для гражданских и военной отраслей по заказу государства, а также возглавлял комиссию по дефектовке. Однако крупный концерн не подходил для реализации собственных инженерных разработок, поэтому в 2017 году у Николая Куликова появилось оригинальное хобби, переросшее в итоге в международный бизнес.

Разработки для мирового автопрома

Инженер-конструктор одного из ведущих научно-производственных центров страны занялся модернизацией деталей для дизельных автомобильных двигателей. Из интереса к новейшим технологиям он купил себе 3D-принтер и так совпало, что у его нового Renault Duster обнаружилась проблема запотевания патрубков наддува воздуха, поступающего в двигатель. В салоне официального дилера пожали плечами и заявили, что для данной модели это норма. Инженер с такой нормой не согласился и начал искать причину сам. Оказалось, что разработчики двигателя для Renault допустили ошибку, использовав неподходящие тип уплотнительного кольца.

«Во время работы соединения воздушной магистрали двигателя становятся не герметичными, часть сжатого воздуха теряется, повышается расход топлива, теряется мощность, а стопорное кольцо быстро приходит в негодность из-за недостаточного уплотнения и чрезмерной вибронагрузки. В результате чего магистраль разрывается под действием высокого давления, при разрыве соединения теряется вся мощность, что на высокой скорости, к примеру, на трассе может привести к печальным последствиям», — объясняет Николай Куликов.

Новое уплотнительное кольцо он доработал и изготовил на 3D-принтере из другого материала: термоэластопласта и полиуретана. Испытания показали, что инженер сумел исправить ошибку разработчиков оригинальной детали. Об этом он рассказал на нескольких форумах автолюбителей и в пабликах в соцсетях. А через несколько месяцев Николай Куликов запустил серийное производство уплотнений для турбодизельных двигателей — оказалось, что предложенное им решение подходит также для автомобилей BMW, Citroen, Volkswagen, Mercedes, Hyundai, Nissan и Range Rover. Благодаря сарафанному радио круг покупателей так расширился, что понадобилось приобретать дополнительное оборудование для удовлетворения растущего спроса.

Новый уровень бизнеса

Помимо решения основной проблемы разработка позволила на 15% снизить расход топлива и повысить экологичность автомобиля. При этом сфера ее применения, по словам разработчика, гораздо шире, чем автопром.

«Очевидно, такой вариант уплотнения имеет перспективы не только в автопроме. Его можно будет использовать в авиационной, космической и медицинской промышленности. Например, он будет полезен для изготовления запасных частей для медицинской техники», — говорит Николай Куликов.

Инженер продолжил разработки: сконструировал, испытал и начал выпускать стопорные кольца из композитного материала сложной формы, электрогенераторы и электрокомпрессоры с высоким КПД. В 2021 году у Николая Куликова появился торговый представитель, расширился рынок сбыта и выросла узнаваемость бренда, сегодня его продукцию покупают в России, Европе, Турции, а также Белоруссии, Казахстане, Молдавии, Таджикистане и других странах СНГ. В российском магазине его представителя можно найти 12 уникальных разработок инженера, которые пользуются большим спросом. Только уплотнительных колец раскупают по 6–7 тысяч штук в год, а рентабельность производства доходит до 3460%. При этом повторить разработку талантливого конструктора не смог никто.

Научное развитие

В российском профильном сообществе достижения талантливого конструктора высоко оценили. Еще в 2018 году специальная комиссия после строгого отбора кандидатов пригласила Николая Куликова вступить в крупнейшее авторитетное отраслевое объединение — Союз машиностроителей России. Он объединяет российские компании и выдающихся специалистов в сфере машиностроения, участвует в формировании стратегии развития отрасли на федеральном уровне и является влиятельной общественной  организацией — к примеру, его членами являются топ-менеджеры ведущих российских корпораций, таких как АО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование» и ПАО «ОАК», а во главе Союза стоит руководитель государственного Ростеха Сергей Чемезов. Приглашение в Союз стало для инженера выражением официального доверия к его знаниям и опыту.

Новые высоты

В июле этого года талантливый российский инженер вывел на рынок еще одно собственное изобретение: установочный Kit-комплект круиз-контроля для автомобилей Renault Duster. Такой разработки для этой модели машины еще не представлял никто. Она спроектирована для установки на дизельный Renault Duster, но также может быть установлена и на такую модель с бензиновым двигателем. В разработке заложены все стандартные функции электронного блока управления двигателем автомобиля.

«Установочный Kit-комплект собран на базе джойстика управления от другой машины, — объясняет Николай Куликов. — Я разработал схему подключения, переделал корпус джойстика, дополнив его новыми деталями, в том числе изготовленными, как и прежде, на 3D-принтере».

Функция круиз-контроля, разработанная талантливым инженером, получилась такая же, какие делают автоконцерны для своих машин высокого класса – но при этом весь комплект оказался в несколько раз дешевле универсальных аналогов, представленных на рынке. Неудивительно, что и эта идея нашла живой отклик у владельцев Renault Duster. Разработчик уверен, что инженерам в сфере доработки продукции автопрома работы хватит всегда — крупные концерны часто считают нерентабельным исправлять недочеты, а цепкий взгляд проектировщика всегда найдет, что можно модернизировать.

«Я считаю, что автопром сегодня, причем не только российский — одно из самых перспективных направлений для развития инженерной мысли: тут всегда есть что улучшить или довести до ума. Вижу, что отрасль ждет молодых талантливых инженеров. Это огромное поле, где у каждого есть шанс стать первооткрывателем», — говорит инженер-конструктор.

Аддитивные технологии позволяют расширить круг участников развития автопрома. Эксперты консалтинговой компании SmarTech Analysis полагают, что рынок комплектующих и запчастей для автопрома к 2025 году вырастет до 460 млрд долларов, причем на долю 3D-печати из них придется не менее 9 млрд долларов. У талантливого российского инженера и бизнесмена еще много прорывных идей, которые смогут найти применение.

Анна Попова