Каждый пишет, как он дышит: что почерк может рассказать о человеке

23 января отмечается Международный день почерка. Кто-то скажет: неактуально - все давно перешли на электронные девайсы. Но специалисты предупреждают: утрачивая навык письма, мы теряем способность мыслить. Об этом мы говорим с графологом, кандидатом психологических наук, клиническим психологом Ларисой Дрыгваль.

Еще в начале прошлого века выдающийся психолог Лев Семенович Выготский и позже советский нейропсихолог Александр Романович Лурия изучали влияние письменного навыка на становление мышления и пришли к выводу: когда мы пишем тексты от руки, активизируется весь мозг, включая участки, которые обычно мало задействуются. Более того, в этот момент происходит согласование всех отделов, «коллегиальная» работа. Так что почерк можно назвать «письмом мозга»: именно он управляет процессом.

- Когда мы печатаем на клавиатуре, мозг не особо трудится, - объясняет Лариса Дрыгваль. - В основном активно левое полушарие, отвечающее за логическую обработку информации. Но отделы памяти, визуальной и аудиальной обработки информации, воображения практически не подключаются. Не развивается и абстрактное мышление, позволяющее выстраивать причинно-следственные связи. Люди стали жить одним днем, и во многом это результат отказа от письма. Сохранить привычку писать от руки особенно важно в подростковом возрасте, когда почерк автоматизируется, а мозг открыт для формирования новых нейронных связей. Раньше в юности многие вели рукописные дневники, и это здорово.

Лариса Дрыгваль 

- О чем может рассказать почерк?

- По тому, как человек пишет, можно оценить состояние его нервной системы, понять, как человек мыслит, какие эмоции испытывает, как чувствует себя физически. Наклон букв, нажим, направление строк, размер и ширина - для графолога всё имеет значение. Анализируем все элементы, и они складываются в комплексную картину.

- Реально ли, корректируя почерк, изменить характер?

- Это задача графотерапии. Делая акцент на написании определенных элементов почерка, через руку мы активизируем отделы мозга, которые недорабатывают. И в итоге влияем на психоэмоциональное состояние, характер и самооценку.

 

- А правда, что обладатели каллиграфического почерка структурированно мыслят?

- Структурированное мышление отражается не в написании букв, а в том, как организован текст на бумаге: разделен ли на абзацы, выделены ли главные мысли. Каллиграфическое выписывание больше говорит о перфекционизме и гиперконтроле.

- Считается, что люди с четким почерком хорошо рисуют.

- Они, скорее, умелые копиисты. Из них получаются успешные оформители, реставраторы. Подобный почерк отражает развитость мелкой моторики, отличный глазомер, чувство материала. Но речь не о творчестве, где создается новое.

У Наполеона текст и подпись под ним абсолютно разные. Тот случай, когда автограф - социально желанная маска, а сущность человека может быть иной 

Зеркальный Леонардо

- Реально ли изменить манеру письма до неузнаваемости? Читала, что Наполеон постоянно менял почерк, и с годами он становился все более неразборчивым.

- Если человек нарочно меняет почерк, специалист это увидит. Но для графологического анализа важно, чтобы письмо было автоматичным. Что касается Наполеона - почерк меняется, когда личность трансформируется и проходит жизненные кризисы.

- Леонардо да Винчи имел левосторонний, зеркальный почерк. О чем это говорит?

- Обладатель такой манеры письма имеет отличное пространственное мышление, способность к моделированию, развитую мелкую моторику и точность глазомера.

Леонардо да Винчи оставил множество гениальных изобретений - инженерный склад ума отображен в зеркальной манере письма 

- Какие еще необычные способы написания известны?

- В XIX веке немецкий биолог, основатель детской психологии Вильгельм Прейер анализировал почерки людей, которые писали рукой, а потом по какой-то причине лишились конечностей и учились писать, держа ручку или карандаш ногами или зажав их между зубами. Так вот он экспериментально доказал, что даже в этих случаях почерк не меняется.

- Чем проще автограф, тем сложнее его идентифицировать - это так?

- - По автографу много о личности не скажешь, она не отражает характер, а
показывает то, каким человек себя представляет, его имидж. Подделать автограф сложнее, если он написан живо, естественно. Вырисовать большое количество вензелей не сложно, а вот изобразить спонтанное движение не получится.

Нечитаемый Лев

- Если у ребенка корявый почерк, надо ли его исправлять? Вон Лев Толстой писал так, что разобрать его могла только супруга Софья Андреевна. А психиатр Ломброзо, посмотрев загогулины Льва Николаевича, сделал вывод, что они принадлежат женщине легкого поведения с психопатическими наклонностями.

- Почерк демонстрирует индивидуальные особенности, и ругать ребенка за их проявление - то же самое, что критиковать за цвет глаз или волос. Не нужно и постоянно возвращать детей к прописи. Пропись отражает стандартизированность мышления. Люди, которые пишут по шаблону, с трудом воспринимают новое. Ребенку нужно показать образец, но когда почерк начинает автоматизироваться, пусть проявляет в нем индивидуальность. Главнее - не отбить охоту писать.

Рукопись Льва Толстого могла разобрать только супруга. С лупой в руках только «Войну и мир» она переписывала шесть раз! 

- Что графолог не может увидеть по почерку?

- По манере письма не получится определить национальность, социальное положение, профессию. Мы не сможем сказать, состоит ли человек в браке, но поймем степень его психологической готовности к серьезным отношениям. Можем провести и профориентацию по почерку.

- С какого возраста есть смысл ее проводить?

- Графологический анализ проводится с 13 - 14 лет, когда формируется автоматический почерк. По манере письма можно увидеть доминирующий тип способностей. Согласно теории американского психолога Говарда Гарднера, их семь:

Направление, которое человеку ближе, поможет определить профессию.

Почерк может показать и предрасположенность к видам спорта. Это кинестетические способности, они подразделяются на статично-силовые или динамические. Есть графологические маркеры, указывающие, например, на способности к танцам или плаванию.

Профессиональный графолог владеет не только анализом почерка, но и знаниями по клинической психологии, психологии развития, детской психологии, психологии труда и т.д, чтобы проводить консультации по различным запросам.

Графологический анализ помогает и при трудоустройстве. По почерку выявляют интеллект, стрессоустойчивость, способность к самоорганизации, планированию, умение взаимодействовать с людьми. Все это может быть интересно для работодателя, который нанимает сотрудника.

 

Буквенный разбор

Крупный почерк свойственен людям демонстративного склада.

Мелкий почерк выдает интроверта. Если буква пишется по максимально упрощенной траектории, схематично, где только намек на нее, - перед нами человек с математическим складом ума. А если буквы не связаны друг с другом - склонный к аналитике.

Быстрый, неразборчивый почерк - его обладатель способен оперативно принимать решения, пусть и не всегда верные.

Угловатые, резкие буквы получаются у человека с критическим мышлением, возможно, излишне прямолинейного.

Округлые, плавные буквы, легкие соединительные линии выдают дипломата, умеющего избегать конфликтов.

Изменчивый почерк, словно пишут разные люди, - дело в степени вариативности. Легкая считается хорошим признаком - вы живо откликаетесь на происходящее. Слишком выраженная изменчивость почерка говорит об эмоциональной нестабильности.

 

Детский почерк у взрослого - признак инфантильности. Человек пишет медленно, неуверенной рукой - скорее всего, он не зрел психологически и склонен к зависимым отношениям.

Почерк, близкий к печатному, когда буквы не соединены между собой, - человек склонен к детализации, больше опирается на логику и разум, чем на чувства и интуицию.

Четкий, стандартный почерк - так пишут люди, стремящиеся к идеалу. Причем для каждого он свой: одним важны результаты работы, другим внешний вид, третьи тщательно следят за питанием.

Как курица лапой. Такой почерк транслирует высокий уровень напряжения. Если человек всегда так пишет, можно предположить у него хронический стресс. Прежде всего ему нужно отдохнуть. А если не поможет, обратиться к неврологу или психологу.

Тонким перышком в тетрадь

Многие дети, как и взрослые, сегодня отчаянно не хотят писать. Рассказывает учитель младших классов Елена Володина:

- Процент ребят с проблемным почерком увеличился. Сейчас мало школьников, чьи тетради можно показывать как образец. В первом классе урока чистописания нет. В период обучения грамоте изучаем звук по «Азбуке» и выводим в прописи букву, которая его обозначает. Всё. Прошли «Азбуку» - начинается курс русского языка, когда учитель может посвятить чистописанию лишь несколько минут. В итоге писать детям трудно, они это не любят и делают крайне небрежно, а родители не считают это проблемой. Многие и в тетрадки-то не заглядывают. И еще. Есть мнение: школа должна научить. Однако формирование почерка - это многократное написание букв и их соединений. И не только на уроке. Домашних заданий в первом классе нет, и только если родители, соблюдая требования, сами занимаются с ребенком, он освоит навык письма.