Нокаут Австро-Венгрии в Первой мировой

Хотя русское командование не смогло полностью реализовать свои планы, победа осталась за Россией
Хотя русское командование не смогло полностью реализовать свои планы, победа осталась за Россией
Галицийская битва растянулась ни много ни мало на два месяца: август и сентябрь 1914 года. Противники просто недооценили друг друга

Две крупнейшие военные операции русских войск начала Первой мировой войны, вошедшие в историю как Галицийская битва, не только спасли независимость Сербии и выбили Австро-Венгрию с мировой политической арены, но и сказались на ходе всей войны. Однако, и спустя более ста лет не утихают споры историков в оценке действий русского командования и австро-венгерского генералитета и его союзников.

Как и в большинстве крупных войсковых операций начала Перовой мировой войны, противники недооценили друг друга.

Планы на обоюдный блицкриг

Австро-Венгрия, полагаясь на мощь технически развитой союзной Германии, рассчитывала на победоносный «блицкриг». У немцев планы были схожие, однако они не учли слабые стороны своих союзников - низкое техническое оснащение и невысокий боевой дух разноплеменного войска Австро-Венгрии. В ее армию были согнаны все подданные многонациональной империи, в том числе и симпатизирующие России славянские народы.

Русские генералы также рассчитывали на быструю победу на Южном фронте. Оперативно созданный Юго-западный фронт имел перед собой задачу окружить и уничтожить основные силы австро-венгерской армии.

Завязка Галицийской битвы
Завязка Галицийской битвы

Можно по-разному судить о действиях русского командования, но одно бесспорно: Галицийская битва - это несомненный успех русской армии в крупнейшем сражении той войны. Ее стратегическое значение было огромным. На обширном фронте, растянувшемся почти на 500 километров по территории Польши и Галиции, в многодневном противостоянии сошлись около двух миллионов солдат. В артиллерийских дуэлях было задействовать до пяти тысяч орудий.

И хотя командование русского Юго-Западного фронта не смогло полностью реализовать свои планы, победа осталась за Россией. Русские армии заняли Галицию и часть австрийской Польши. Тем самым они создали угрозу вторжения в Венгрию и Силезию.

Победа в Галицийской битве практически обнулила успехи германской армии в Восточной Пруссии. Немцы были вынуждены перебросить значительные силы для спасения остатков австро-венгерских войска, понесших тяжелейшие потери.  Это окончательно погубило планы германского командования, рассчитывавшего на быструю войну на Западном и Восточном фронтах. К тому же крупное поражение отвлекло австро-венгерское командование от Сербии. Война приняла затяжной характер.

Триумф на Гнилой Липе

Галицийская битва открылась двумя крупными операциями — Люблин-Холмской и Галич-Львовской. Начало Люблин-Холмской операции в августе 1914 года положило наступление 1-й (генерал В. Данкль) и 4-й (генерал М. Ауффенберг) австро-венгерских армий в районе Люблина и Холма. Им противостояли 4-я (генералы А. Е. Зальц, затем А. Е. Эверт) и 5-я (генерал П. А. Плеве) русские армии. Командование австро-венгерскими войсками было осведомлено о том, что русским известно расположение их войск, поэтому они отошли от своих позиций на 100 км к западу.

Сражение на реках Золотой Липе и Гнилой Липе
Сражение на реках Золотой Липе и Гнилой Липе

Этот маневр стал неожиданностью для русских. Совершив фланговый охват 1-я и 4-я австро-венгерские армии после ожесточенных боев у Красника и Томашова, нанесли поражение 4-й и 5-й русским армиям и прижали их к Люблину и Холму.

Одновременно на левом крыле Юго-Западного фронта началась Галич-Львовская операция. В ней успех был на стороне русских войск. 3-я армия под командованием генерала Н. В. Рузского и 8-я армия генерала A. A. Брусилова армии отразили натиск австро-венгерских войск и перешли в наступление. Одержав победу в сражении у реки Гнилая Липа, 3-я армия ворвалась во Львов, а 8-я овладела Галичем. У тылов австро-венгерской группировки, наступавшей на Люблин-Холмском направлении, сложилась угрожающая ситуация.

Как немцы австрийцев «кинули»

Но общая обстановка на фронте складывалась не в пользу русских войск. Разгром армии A. B. Самсонова в Восточной Пруссии создал для немцев предпосылки для наступления в южном направлении, навстречу атакующим Люблин и Холм австро-венгерским армиям. Возможная встреча немцев и австрийцев западнее Варшавы, в районе города Седлец, грозила окружением русских армий в Польше.

Русские войска спасло то, что немцы, несмотря на призывы австрийского командования, не стали наступать на Седлец, а занялись очищением Восточной Пруссии от русских войск. Не достучавшись до союзников, командование австро-венгерскими войсками попыталось остановить русское наступление с востока (с линии Галич-Львов). Оставив небольшой заслон против 5-й русской армии под Холмом, перебросили наступавшую здесь 4-ю армию на Львовское направление. Концентрическими ударами 4-й армии с севера, 3-й армии с запада и 2-й армии с юга предполагалось разгромить левое крыло Юго-Западного фронта и отбить Львов.

На Люблин-Холмском направлении оставались лишь полновесная 1-я армия генерала Данкля и часть сил 4-й армии. Им предписывалось перейти к обороне и сдержать русский натиск с севера. Создав превосходство на Галич-Львовском направлении (три армии против двух), австро-венгерские войска 23 августа перешли в наступление с линии Городок-Рава-Русская.

Городокское сражение затянулось на семь дней. Его кульминацией стали бои у Равы-Русской. В них австро-венгерские части прорвали русский фронт, но 8-й армии удалось закрыть прорыв и удержать позиции западнее Львова. Положение левого крыла Юго-Западного фронта стало критическим. От тяжелого поражения его во многом спасло контрнаступление русских войск с севера. Пока 8-я армия отражала австрийский натиск, оборонявшие Холм и Люблин 4-я и 5-я армии получили подкрепления - 9-ю армию генерала П. А. Лечицкого и 22 августа перешли в контрнаступление. Но оно развивалось медленно из-за стойкого сопротивления армии Данкля.

Таран Нестерова и бегство австрийцев

Кульминация русского натиска с севера наступила 26 августа, когда гвардейские соединения 4-й армии осуществили прорыв у Тарнавки. Он решил судьбу русского контрнаступления и всей Галицийской битвы.

Этот день был отмечен подвигом штабс-капитана П. Н. Нестерова, который в тот день впервые в истории мировой авиации применил воздушный таран и сбил австрийский самолет.

Преследование австро-венгерских армий Юго-Западным фронтом
Преследование австро-венгерских армий Юго-Западным фронтом

Прорыв создал опасность удара в тыл австро-венгерским войскам, наступавшим на Рава-Русском направлении. В результате они прервали Городокское сражение, и в ночь на 30 августа начали общий отход за реку Сан. Преследуя их, русские продвинулись вперед на 200 км. К 8 сентября они заняли Галицию и блокировали крепость Перемышль. Тем не менее, австро-венгерским войскам удалось избежать окружения в Галиции. Паводок на реке Сан и прибытие на Вислу 9-й немецкой армии генерала А. Макензена вынудили российское командование прекратить наступление.

Смерть кавалерии и рождение ВВС

Потери русских в Галицийской битве составили 230 тысяч человек убитыми и ранеными. Австро-венгерские войска потеряли 325 тысяч человек, в том числе 100 тысяч солдат были взяты в  плен. В этой битве Австро-Венгрия потеряла более трети своих вооруженных сил на Восточном фронте.

Битва за Галицию выявила неготовность австрийской армии к насыщенным боевым действиям. Техническая отсталость, плохая инфраструктура и просчеты генерального штаба - вот основные причины поражения Австро-Венгрии. Неспособность австрийцев противостоять России вынудила Германию отвлекать силы на помощь союзнику. Германские дивизии перебрасывались с западного фронта вплоть до окончания войны.

В России после победы в Галиции начался патриотический подъем. Когда с фронта стали возвращаться раненные и изувеченные солдаты, по стране прокатилась волна кампаний по сбору гуманитарной помощи. Повсеместно открывались лазареты, где добровольцы ухаживали за искалеченными воинами.

Эта битва показала все ужасы войны нового типа. Стало ясно, что «классическая» военная школа к этому времени безнадежно устарела. Появление на арене боевых действий новых видов вооружений, особенно артиллерии и авиации, внесли свои коррективы: конница перестала играть значительную роль на полях сражений.






Поляков подвели глупость и алчность
«Под маской права на самозащиту мы видим зверства»: королева Рания обвинила Израиль в истреблении палестинцев