Гонка за сверхзвук: проиграв советским инженерам в конкурентной борьбе, французы подстроили авиакатастрофу
Скептиков, до последнего не веривших, что воздушная машина будет соответствовать заявленным характеристикам, хватало даже в околоавиационных кругах.
- 2350 километров в час? За три с лишним часа на Дальний Восток? А зачем нам такие скорости? Чем плохо добраться туда за восемь часов? Оправдается ли это экономически? Да и пассажиры на такое дело не пойдут - летать в два с половиной раза быстрее звука! - вспоминал нередко звучавшие тогда разговоры заслуженный летчик-испытатель Марк Галлай. И он же отмечал: в ОКБ Андрея Туполева, которому была поручена разработка авиалайнера, их не слушали и просто занимались делом. Время требовало новых скоростей. Понимая это, в Великобритании вынашивали проект сверхзвукового «Бристоль 233», во Франции - «Каравеллы». В 1962-м усилия этих стран объединились в создании «Конкорда». Американцы замахнулись на сверхзвук, но их «Валькирия» оказалась слишком дорогой, и от нее отказались.
Золотой иллюминатор
Первый полет Ту-144 прошел прекрасно. Самолет зашел на посадку и мягко сел. Выглядел он внушительно. Фюзеляж из трех блоков. В первом, в виде клюва, - кабина пилотов и носовой обтекатель. При взлете и посадке он опускался для улучшения обзора. За кабиной выдвижные «ушки» для эффективности этих маневров - советское ноу-хау. Второй блок - пассажирский салон. Хвостовую часть занимали топливный бак и отсек тормозного парашюта. Для обшивки корпуса использовали сплав на основе титана, устойчивый к тепловым перегрузкам.
Разгон у лайнера был стремителен, как у ракеты. Когда он взмывал вверх, пассажиров буквально вдавливало в сиденье. А когда самолет преодолевал звуковой барьер, слышался похожий на взрыв грохот. В этот момент стюардессы разносили шампанское. Чтобы защитить людей от солнечной радиации при полетах в стратосфере, в стекло иллюминаторов добавляли золото.
В фильме «Мимино», где на летном поле стоит красавец Ту-144, пилот говорит: «Дели не принимает». На самом деле сверхзвуковой лайнер летал только из Москвы в Алма-Ату и обратно. 26 декабря 1975 года он совершил первый рабочий рейс: перевез из столицы в Казахстан почтовую корреспонденцию. А почти через два года по тому же маршруту отправились пассажиры. Билет на рейс стоил 83 руб. 70 коп., обычный тариф составлял 62 руб.
Пассажирские перевозки прекратились после того, как в 1978-м во время испытательного полета на борту начался пожар. Летчики смогли посадить самолет в поле под Егорьевском и эвакуироваться. Но два члена экипажа погибли.
Позже эту машину использовали для грузовых перевозок между Москвой и Хабаровском. Всего Ту-144 совершил 102 рейса, из них 55 - пассажирских.
Смертельный «Мираж»
Крест на программе чуть не поставила трагедия 1973 года, когда наш лайнер разбился на глазах у многотысячной толпы. Это случилось 3 июня на авиасалоне во французском Ле Бурже. Детище советских конструкторов было представлено на выставке наряду с «Конкордом». Обе машины показали прекрасные летные качества. Но «Конкорд» вдобавок продемонстрировал необычный элемент: прошел над самой землей, на миг коснулся полосы и резко ушел в воздух. Руководство советской делегации дало распоряжение экипажу показать не менее эффектный трюк. Ту-144 с выпущенными шасси также промчался над полосой и резко взмыл вверх. Но случилось странное: в непосредственной близости от нашего самолета появился французский истребитель «Мираж» и стал его преследовать, оставаясь вне поля зрения летчиков. Неловкий маневр - и истребитель уже прямо перед «тушкой». Чтобы избежать столкновения, наш пилот резко вошел в пике. Попытался выровнять машину, но та, не выдержав перегрузки, начала разваливаться прямо в воздухе. Лайнер упал на улицу городка Гуссенвиль и взорвался. Погибли все шесть членов экипажа и восемь местных жителей (даже своих не пожалели провокаторы!). Пять домов оказались разрушены, еще 20 повреждены.
Расследование катастрофы с самого начала было засекречено. Специалисты установили: серьезных технических проблем с Ту-144 во время демонстрационного полета не было. А вот появление в небе боевого «Миража», вынудившего наших летчиков совершить незапланированные маневры, - дело темное. Французы так и не дали вразумительного ответа, почему вылетевший с базы ВВС в Страсбурге бомбардировщик сел на хвост нашему самолету, вел съемку без согласования с советской стороной и не сообщил об опасном соседстве экипажу.
Бортовой самописец нашли среди обломков неповрежденным, но по какой-то причине он не был включен во время полета. Фоторегистраторы оказались непригодны для обработки. А аварийный магнитный самописец при ударе разлетелся на куски. Удивительно: все документальные свидетельства, способные пролить свет на причины трагедии, оказались непригодны для использования.
Была еще версия. Дескать, один из членов экипажа во время полета уронил видеокамеру, и она заклинила рычаг управления. Но следственные эксперименты показали, что это невозможно. Тем не менее участники расследования со стороны иностранцев сделали все, чтобы представить трагедию как результат неправильных действий советского экипажа. Увы, докапываться до правды никто не стал. А СССР еще и компенсировал Франции все понесенные убытки.
Во время испытаний и показательных полетов эксперты зафиксировали в конструкции Ту-144 недоработки, которые следовало устранить. Но они были не фатальны, и если бы не атака «Миража», самолет не рассыпался бы в воздухе. Поэтому погибший в небе под Парижем экипаж, в который входили Михаил Козлов, Валерий Молчанов, Владимир Бендеров, Борис Первухин, Георгий Баженов, Анатолий Дралин, обвинять не в чем.
Так или иначе, но конкурент англо-французского суперсоника был устранен. «Конкорд» первым приступил к пассажирским перевозкам. Сначала летал по маршруту Париж - Рио-де-Жанейро и Лондон - Бахрейн, потом открыли рейсы в Вашингтон. Впрочем, несмотря на стоимость билетов в $12 тыс., окупить сверхзатраты на эксплуатацию самолет так и не смог.
Битва крылатых титанов
Первый пассажирский рейс (первый показатель - Ту-144, второй - Конкорд - НН.)
- 1 ноября 1977 года
- 21 января 1976 года
Длина фюзеляжа (м)
- 60
- 61,7
Высота (м)
- 11,4
- 12,2
Масса пустого самолета (т)
- 85 тыс.
- 78,7 тыс.
Экипаж
- 4 чел.
- 3 чел.
Максимальная скорость (км/ч)
- 24,4 тыс.
- 23,3 тыс.
Дальность полета (км)
- 6,5 тыс.
- 7,2 тыс.
Практический потолок (м)
- 18,5 тыс.
- 18,3 тыс.
Расход топлива (т/ч)
- 22
- 39
Пассажировместимость (чел.)
- 150
- 128
Первый пассажирский рейс
- 1 ноября 1977 года
- 21 января 1976 года
Окончание пассажирских перевозок
- 1 июня 1978 года
- 26 ноября 2003 года
Полное прекращение полетов
- 1999 год
- 2003 год
Всего выпущено
- 16
- 20
Погибшие в авиакатастрофах
- 16 чел.
- 113 чел.
Кстати
Президент России Владимир Путин не раз говорил о необходимости создания сверхзвукового пассажирского самолета. Эксперты отмечают: такая разработка уже ведется. Через два года запланирован полет самолета-демонстратора - уменьшенной версии будущего авиалайнера. На ней отработают технологии производства и аэродинамическую схему.